Дворцы и усадьбы

Особняк С. П. Рябушинского в Москве

Особняк Рябушинского в Москве

В центре Москвы на Малой Никитской улице есть удивительный дом под номером 6. Великолепное здание — результат труда архитектора Федора Шехтеля, который воплотил воочию фантазии своего заказчика — предпринимателя Степана Рябушинского. Двухэтажный особняк с мансардой поражает необычным фасадом и затейливым декором. Фото и описание особняка Рябушинского на Малой Никитской в Москве изучают как образец стиля модерн будущие градостроители и дизайнеры. Расскажем историю архитектурного шедевра, а также приведем любопытные факты и легенды, связанные с ним.

История архитектурного шедевра

Степан Павлович Рябушинский (слева) и Фёдор Осипович Шехтель (справа)
Степан Павлович Рябушинский (слева) и Фёдор Осипович Шехтель (справа)

С. П. Рябушинский (1874 —  1942 гг.) был достойным продолжателем старообрядческого купеческого рода и весьма образованным человеком. Он руководил текстильными фабриками и банком, основал автомобильный завод, а еще изучал археологию, собирал и реставрировал древние иконы.

В 1900 году молодой предприниматель и коллекционер захотел построить городскую усадьбу в центре столицы. По его замыслу семейный дом должен был сочетать современность и традиции, показывать вкус хозяев. Рябушинский доверил заказ  именитому русскому архитектору Ф. О. Шехтелю, который уже прославился неординарными проектами. В их числе — особняк З. Г. Морозовой (1893 г.) на Спиридоновке, выполненный в стиле «английской готики», особняк П. И. Харитоненко на Софийской набережной и дом-замок самого архитектора в Ермолаевском переулке.

Строительство

Особняк С. П. Рябушинского, 1902 год
Архивная фотография особняка 1902 года

В начале XX века Малая Никитская была тихой и скромной улочкой, именно поэтому Рябушинский выбрал ее для строительства новой усадьбы. Он хотел больше покоя и уединения. По его желанию на первую линию выходила только ажурная ограда и массивное крыльцо. Большую часть здания разместили в глубине участка, в окружении сада. Летом 1900 года начались строительные работы. Год постройки особняка Рябушинского — 1903, тогда же предприниматель с женой, сыном и дочкой вселились в новый дом.

Необычное здание сразу же стало столичной достопримечательностью. Фасад ассиметричный, окна разной формы и с плавными очертаниями, вверху мозаичные панно с экзотическими цветами, металлические ограждения закручены спиралями или идут волной. Внутри не менее красиво, интересно, загадочно. На втором этаже хозяин расположил свою коллекцию икон. Через четыре года в мансардном третьем этаже он устроил реставрационную мастерскую, где работал сам и с приглашенными мастерами. В дальней части дома располагалась тайная комната — старообрядческая молельня. Последователям старой, дореформенной веры запрещали строить храмы.

После Революции

Дом Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (особняк Рябушинского в Москве) в 1930 году
Дом Всесоюзного общества культурной связи с заграницей в 1930 году

После Революции 1917 года Рябушинские уехали в Италию. Особняк стал собственностью московских властей. Здесь два года работал отдел виз и паспортов комиссариата иностранных дел. Потом — контора Госиздата. В 1921 здание передали Русскому психоаналитическому обществу, в котором трудился Александр Лурия, выдающийся советский психолог. На втором этаже был детский сад для особых воспитанников — детей большевистской элиты. Из них пытались сформировать передовых людей, свободных от классовых и гендерных предрассудков. С 1925 по 1931 год в усадьбе размещалось Всесоюзное общество культурных связей с заграницей.

Квартира Горького и музей

Максим Горький, Иоганнес Бехер, Джованни Джерманетто, Бела Иллеш на крыльце особняка Рябушинского, во время конференции Писателей в Москве в 1931 году
Максим Горький, Иоганнес Бехер, Джованни Джерманетто, Бела Иллеш на крыльце особняка Рябушинского, во время конференции Писателей в Москве в 1931 году

В 1931 году по распоряжению И. В. Сталина в особняк Рябушинского въехал А. М. Горький, вернувшийся из Италии, и его семья. Кстати, главному пролетарскому писателю не понравилось это здание, он называл его «нелепым». Также Алексей Максимович полагал, что роскошные условия, в которых он живет, произведут отвратительное впечатление на обычных людей, обитающих в «сараях». Но отказаться Горький не смог. В особняке Рябушинского он встречался с молодыми авторами, проводил судьбоносные для советской литературы совещания с представителями партийной верхушки и ведущими писателями. На одном из них Сталин выразил основную идею социалистического реализма, а также одобрил издание «Поднятой целины» и «Тихого Дона» Михаила Шолохова.

Максим Горький чувствовал себя не очень уютно в особняке на Малой Никитской. Он считал, что его держат под постоянным контролем, подслушивают и подсматривают. Эти опасения позже подтвердились. По желанию писателя некоторые комнаты переделали. В гостиной устроили библиотеку, вдоль стен поставили книжные шкафы. Кабинет на первом этаже стал спальней. Из гостиной убрали массивный мраморный камин, который украшала фигура полуобнаженной женщины-бабочки. Второй этаж особняка заняла семья сына писателя.

После смерти Горького в 1936 году в особняке жила вдова его сына Надежда Пешкова. По ее инициативе началось создание музея писателя. В 1965 году музей-квартиру Горького в особняке Рябушинского открыли для посетителей.

Интересные факты

Парадная лестница и лестничная площадка второго этажа особняка Рябушинского, 1902-1904 год
Парадная лестница и лестничная площадка второго этажа особняка, 1902-1904 год

Особняк, построенный Шехтелем на Малой Никитской – одно из самых загадочных творений архитектора. Конечно, его главная тайна — скрытый от чужих глаз домашний старообрядческий храм Рябушинских. Но есть и другие интересные факты и легенды, связанные с этим зданием.

  • Федор Шехтель считал, что архитектор должен быть художником. Поэтому сам продумывал самые мелкие детали. При строительстве особняка Рябушинского он использовал символический язык модерна. Ирисы означали красоту и скоротечность жизни. Лилии — чистоту, улитки — терпение и вечность, спирали — изменение и развитие, хризантемы — солнце и долголетие.
  • В особняке зашифрованы и христианские символы. К примеру, знаменитая лестница Шехтеля состоит из 33 ступеней — это возраст Христа.
  • У подножия лестницы в особняке Рябушинского стояла мраморная лавка, рядом с ней была решетка, из которой дул теплый воздух, поступавший из камина в гостиной. Устройство Шехтеля стало прототипом кондиционера.
  • Двустворчатая дверь со стороны парадного крыльца застеклена. Это обычное стекло, закаленных, суперпрочных тогда не еще было, но его ни разу не меняли с 1902 года. Защищает его от повреждений особая дверная ручка, похожая на распластанное насекомое, придуманная Шехтелем.
  • Витражное окно на втором этаже изнутри отделяет декоративный балкончик. Его ограждение напоминает то ли дракона, то ли сову. Брови существа повторяют чайку, которую Шехтель нарисовал для Московского художественного академического театра им. А.П.Чехова.
  • С. П. Рябушинский изучал иконопись, писал о ней научные работы, а в своем особняке устроил мастерскую, где реставрировали древнерусские иконы. После 1917 года большую часть его коллекции передали в Третьяковскую галерею.
  • Главный вход особняка наглухо закрыли, когда туда вселился А. М. Горький. Посетители заходили со двора и шли мимо комнаты коменданта, сотрудника Государственного политического управления (органа госбезопасности при Народном комиссариате внутренних дел). Он пристально наблюдал за всем происходящим. В середине 1970-х годов, когда шла реставрация, в стене между лестничными пролетами обнаружили подслушивающее устройство.
  • В особняке на Малой Никитской с 1921 по 1925 годы размещался экспериментальный психоаналитический детский сад, в который ходил и младший сын И. В. Сталина Василий.
Читать еще:  Александринский дворец в Нескучном cаду

Архитектурный стиль и описание внешнего вида особняка

Главный фасад особняка Рябушинского в Москве

Усадьба на Малой Никитской — это ярко выраженный образец модерна, или ар-нуво. Этот архитектурный стал популярен на рубеже XIX—XX веков. Он соединял художественные достоинства и практичные функции, подражание природе и применение новых технологий. Для модерна характерны романтизм и символизм.

Архитектор особняка Рябушинского в Москве Фёдор Осипович Шехтель накануне строительства побывал в Париже, где восхищался работами Франсуа-Ксавье Шелкопфа. Этот француз основал пластическое направление модерна. Шелкопф призывал подражать природе, у которой нет прямых линий. Они волнистые, округлые, плавные. Эта идея воплощена в проекте и оформлении усадьбы Рябушинского. Также оказал влияние на стилистические решения Шехтеля австрийский архитектор и художник Йозеф Ольбрих. Дом Макса Фридмана, построенный им в 1899 году, стал источником идей для русского зодчего.

Здание особняка состоит из массивных кубических частей разной высоты и объема, которые расположены без соблюдения симметрии. Благодаря этому создается впечатление подвижности и текучести. Над главным крыльцом нависает терраса с декоративной решеткой, которую поддерживают массивные колонны. На боковых фасадах — небольшие балконы. Окна по обеим сторонам от парадного входа отличаются по форме и размерам. Строгие линии контрастируют с плавными изгибами — это арочные проемы, витиеватые оконные и балконные решетки, напоминающие ветви деревьев, водоросли, чешуйки. В этой же стилистике выдержан ажурный забор.

Фасад особняка облицован кирпичом, он плоский, без скульптур, колонн, лепнины. Периметр украшает широкий фриз из мозаики, которая изображает огромные ирисы — цветы, характерные для модерна и символизирующие. Эскизы для мозаичных панно делал сам Федор Шехтель. Его сын вспоминал, что архитектор лично искал определенные сорта цветов, а потом рисовал их в различных ракурсах. Декор выполнила мозаичная мастерская Владимира Фролова из Петербурга, одна из ее работ — оформление петербургского храма Спаса на крови. Панно для фриза на особняке Рябушинского собрано из кусочков смальты (запеченного стекла) лилового, сиреневого, фиолетового, розового, голубого цвета. Лучи солнца придают ей красивое сияние.

Спираль — один из излюбленных авторских приемов Шехтеля. В особняке Рябушинского спиралевидных деталей множество. Это завитки растений на оконных проемах, подобие ракушек ограде, а также глаза сов на балконных решетках.

Читать еще:  Музей-заповедник «Усадьба «Мураново»

Особняк Рябушинского не только стал новым словом в архитектуре, но и был оснащен передовыми технологиями. Шехтель впервые использовал в здании особую систему для вентиляции и кондиционирования. Естественную циркуляцию обеспечивала вытяжка в подвале и труба, выведенная над крышей. Воздуховод, сделанный в камине, шел внутри стены, теплый воздух выходил через решетку у лестницы. Кухня размещалась в цокольном этаже. Блюда подавали наверх при помощи мини-лифта.

Интерьеры особняка Рябушинского в Москве

Парадная лестница-волна с лампой-медузой особняка Рябушинского
Парадная лестница-волна с лампой-медузой

Последователи стиля модерн использовали необычный подход к проектированию. Здание, по их мнению, подобно живому существу, которое развивается изнутри — из зародыша (центрального ядра), а потом обрастает внешним каркасом. Поэтому  Шехтель прежде всего стремился создать внутренний интерьер особняка, удобный для жильцов. Все помещения проектировались вокруг центральной детали или стержня. Им стала спиралевидная лестница-волна. Она стала символом активного развития, движения, роста — признаков, присущих началу ХХ века.

Лестница Шехтеля в особняке Рябушинского  выполнена из зеленовато-серого мрамора. Ее округлые текучие перила напоминают пенное кружево морского прибоя. Они «стекают» вниз, закручиваются спиралью и будто разбиваются о преграду. На гребне волны — удивительный светильник в виде медузы завершает перила. Поднимаясь наверх, можно обнаружить метаморфозу: медуза-светильник, символизирующая изменчивость и непостоянство, оборачивается черепахой с цветным панцирем  — это символ долголетия и мудрости. Холл выдержан в бледно-зеленых тонах. Иллюзию воды создают тонированные окна. Витражная картина с холмами и деревьями символизирует единение природы и человека. Пейзаж меняет цвет при разном освещении и изменении угла зрения.

Гостиная (Столовая) особняка Рябушинского в Москве
Гостиная (Столовая) особняка

Гостиная, она же столовая, на первом этаже — самая большая комната особняка. Поначалу ее украшал большой камин из каррарского мрамора, в верхней части которого было рельефное изображение  полунагой женщины с крыльями бабочки. Эта деталь интерьера не сохранилась. Чуть поменьше по размеру малая (или мужская) гостиная. В ее отделке соединились водная стихия и растительный мир: на потолке роспись с желтыми хризантемами и лепнина — четыре улитки, ряска заросшего пруда, цветы. Дверные ручки похожи на морских коньков, а паркет — на волны. Рядом расположен кабинет, в декоре которого преобладает мотив лаврового дерева. Он символизирует победу, славу, успех. Орнамент повторяется в деревянных деталях и витраже.

Первый этаж особняка олицетворяет подводное царство, а второй — это воздух и земля. Здесь раньше были жилые комнаты семьи Рябушинских, но и тут нашлось место аллегориям. Самая явная —  борьба добра и зла. Колонна из красного мрамора на втором этаже — символизирует древо познания. Вверху ее украшают лилии (или кувшинки) — символы невинности и веры. А вокруг колонны среди цветов обвиваются саламандры — воплощение искушения и зла.

Молельня в особняке Рябушинского в Москве
Молельня

Третий мансардный этаж символизирует стремление к духовным вершинам. Его не видно снаружи, он скрыт от посторонних глаз внутри. Чтобы попасть наверх, нужно пройти по галерее второго этажа и подняться по узкой лестнице. Здесь находится тайная комната — моленная, именно так называли домовые храмы старообрядцы. Род Рябушинских, несмотря на гонения, исповедовал старую православную веру. Она была запрещена в XVII веке после реформы церкви, проведенной патриархом Никоном. Староверов, которые не подчинились, притесняли, им не позволяли молиться и строить храмы. Только в 1905 году император Николай II издал указ о веротерпимости и снял все запреты. Шехтель оформил моленную как раннехристианскую церковь со сводами и потолком-куполом, в центре которого небольшое круглое окошко. На стене еще три сводчатых окна.  Настенная роспись выдержана в ярких тонах, преобладают терракотовый, синий, желтый цвета. Узоры необычные: завитки, спирали, имитация занавесей и покровов, звездного неба, символы и знаки евангелистов. Среди них — изображения льва, вола (быка), орла и человека — это воплощения четырех апостолов Христа. В нижней части купола по окружности четыре раза написано по-древнегречески с соблюдением церковных сокращений: «Истинные христиане получат святость за муки от страшного суда».

Экспозиция музея-квартиры А. М. Горького

Кабинет А. М. Горького в особняке Рябушинского
Кабинет А. М. Горького

Сейчас в особняке Рябушинского расположен музей А. М. Горького. Экспозиция, посвященная писателю, занимает пять комнат на первом и втором этажах: библиотеку, секретарскую, кабинет, спальню и столовую. В них осталась подлинная обстановка и личные вещи Горького.

В библиотеке находится коллекция из 12 тысяч томов, принадлежавших писателю. Это книги советских авторов с автографами, редкие издания сказок, русских и других народов, дореволюционные монографии по востоковедению, труды философов и ученых.  Они расставлены в порядке, который определил Горький. Около 2 тысяч книг хранят отметки в тексте и значки на полях, которые сделал Алексей Максимович.

Читать еще:  Особняк Арсения Морозова («Дом дурака»)

Кабинет писателя обставлен по его указаниям. Он почти полностью повторяет комнаты для работы в других домах, где жил Горький. Главное место отведено массивному и высокому письменному столу, на нем — чернильница, бумага с широкими полями, простая перьевая ручка, заточенные цветные карандаши для правки текстов, блокноты, отдельные листочки с заметками, рукописи начинающих авторов. Напротив рабочего места висит копия картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», написанная Александром Кориным в 1929 году. Рядом оригинальное живописное полотно «Панорама Сорренто» кисти Александра Корина, изображает вид на Неаполитанский залив, который открывался из Горького в Италии. У стен — застекленные шкафы, в которых разместилась коллекция фигурок, вырезанных из кости восточными мастерами XVIII–XX веков: японские нэцкэ и окимоно, а также ажурные шары из Китая. Писатель начал собирать их, когда жил на острове Капри (Итиалия) в Неаполитанском заливе. Сейчас это собрание резных изделий считается одним из крупнейших в России.

Библиотека А. М. Горького в особняке Рябушинского
Библиотека писателя

Столовая (большая гостиная) служила местом для приема многочисленных гостей писателя. По вечерам тут собиралась вся семья, чтобы послушать радиолу и грампластинки.  Спальня Горького обставлена простой мебелью. В углу по просьбе Алексея Максимовича повесили полку, чтобы поставить книги для ежевечернего чтения.

В музее много личных вещей, фотографий А.М. Горького, его родных и друзей. Особого внимания заслуживает коллекция живописи писателя, которую он собирал более 20 лет. Алексей Максимович был поклонником и знатоком итальянского Возрождения и восхищался природой этой страны. В особняке хранятся картины знаменитых художников, которые гостили у Горького в Италии. Среди них работы Н. А. Бенуа, И.Н. Ракицкого, В.М. Ходасевича, Ф.С. Богородского, А.Д. Корина. Отдельная часть экспозиции — портреты писателя. Самый известный из них кисти Б.Д.Григорьева. Выставка на втором этаже посвящена последним годам жизни Горького и его родным — семье сына.

Экспозиция на третьем этаже рассказывает об истории семьи Рябушинских. Там можно осмотреть потайную моленную, увидеть иконы, узнать о русской иконописи. Выставка в цокольном этаже особняка на Малой Никитской посвящена архитектору Федору Шехтелю и его шедеврам. В числе экспонатов — фотографии, эскизы, наброски, черновые планы, копии строительных и личных документов.

Режим работы 2025 и цена билета

Музей-квартира А. М. Горького в особняке Рябушинского работает с 10 часов до 18.00 ежедневно, кроме понедельника, вторника и государственных праздников. Последний четверг каждого месяца – санитарный день.

Купить билет в особняк Рябушинского можно в кассе (она работает до 17.30) и онлайн на официальном сайте. Электронные билеты на экскурсии продают за три недели до посещения. Стоимость входных билетов в особняк Рябушинского:

  • взрослый – 500 рублей;
  • детский (от 7 до 15 лет) – 300 рублей.
Вы также можете купить онлайн билет на популярную экскурсию по особняку Рябушинского. В течении двух часов под руководством опытного гида вы узнаете много нового и осмотрите особняк вдоль и поперек. Цена билета 1999 рублей.

Билет на экскурсию в особняк Рябушинского

Как попасть в особняк Рябушинского

Официальный адрес особняка Рябушинского: ул. Малая Никитская, 6/2, строение 5. Однако парадное крыльцо закрыто. Чтобы попасть в музей, надо завернуть за угол. Со стороны улицы Спиридоновки находятся вход в особняк (бывший «черный») и музейная касса.

Добраться к шедевру Шехтеля несложно. Ближайшие станции метро — «Арбатская» и «Тверская». От первой надо идти по Никитскому бульвару, после пересечения с улицей Большая Никитская повернуть налево. Дорога займет примерно 15 минут. От станции метро «Тверская» нужно двигаться по четной стороне Тверского бульвара, затем около дома №10 перейти на другую сторону, на улице Большая Никитская повернуть налево. Время в пути — около 15 минут. К особняку можно доехать на автобусе, от ближайшей остановки — «Никитские Ворота» — идти примерно 160 метров. Там проходят маршруты № с511, м3, с344.

Официальный сайт: https://museum.imli.ru

Схема проезда:

Особняк РябушинскогоДостопримечательность в МосквеМузей в Москве

Видео об особняке Рябушинского:

Отзывы

Дата публикации: