Храм Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, Покровский собор, храм Василия Блаженного на Красной площади – названия одного и того же памятника русского зодчества XVI столетия.
В путеводителях по столице чаще всего вы увидите именно этот собор. Он считается неофициальным символом Москвы. Храм находится под охраной ЮНЕСКО как выдающийся объект Всемирного наследия.
Собор существует в двух ипостасях. Это музей «Покровский собор», являющийся филиалом Государственного Исторического музея, и в то же время православный храм, в котором проводятся богослужения. Собор объединяет одиннадцать церквей, их еще называют приделами. Часть из них освящена в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань.
Он был сооружен как мемориальный памятник в честь покорения Казанского ханства и интерьерной экспозицией само по себе является все внутреннее убранство. Музейное вмешательство с точки зрения наполнения экспозициями здесь минимальное и деликатное.
История храма Василия Блаженного
Обет Ивана Грозного
До XVII века на этом месте стоял деревянный Троицкий храм, который смотрел на Московский Кремль через фортификационный ров. На паперти и в окрестностях Троицкого храма провел много лет юродивый Василий Блаженный.
После двух неудачных походов на Казань царь Иван Грозный дал обет – в случае победы построить невиданный доселе на Руси храм. 2 октября 1552 года русское войско одержало эту победу. Случилось это на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы, и отныне Казанское ханство было присоединено к Московии.
Собор построили за 6 лет, в 1561 году он был закончен и получил название Собор Покрова Богородицы, что на Рву. До сих пор не утихают споры специалистов об авторстве сооружения. По одной версии это были псковские мастера Постник и Барма, по другой – неизвестный итальянец.
После возведения в XVI веке он был красно-белым. Цветными изразцами был декорирован только шатер Покровской церкви. Остальные росписи на куполах появились в XVIII веке, когда Екатерина II выделила средства на ремонт собора.
Собор в XVIII – XIX веках
На протяжении существования собора его дорабатывали и дополняли. Значительным изменениям он подвергся по указу Екатерины Великой. Именно в этот период и появилось знакомое нам многоцветие в куполах и росписях. Помимо цвета после ремонта появилась крытая паперть церкви Василия Блаженного.
Когда во время Отечественной войны 1812 года французские войска заняли Москву, они разместили в подклете Покровского собора лошадей. Также были разграблены церковная утварь и иконостасы. Это было надругательством над святым местом. Вскоре они жестоко поплатились в том числе и за это.
Когда же Наполеон вознамерился взорвать храм, начался ливень и затушил фитили у пушек.
Подобных легенд и загадок на веку московского храма Василия Блаженного довольно много. Из достоверных сведений можно назвать то, что регулярные богослужения в этот период проходили в единственной отапливаемой церкви Василия Блаженного. С той поры в народе и укрепилось второе название.
Собор после Октябрьской революции
После революции начался период атеизма и службы в церквях собора были прекращены. Как символ славы русского оружия и архитектурный шедевр он был взят под государственную охрану. В 1923 году в нем был открыт музей.
Несколько раз во время реконструкций Москвы храм был под угрозой уничтожения. На его защиту встал известный реставратор Павел Барановский. Музейщикам постоянно приходилось идти на хитрости: на иконостасе они разместили антирелигиозные цитаты Маркса и Ленина.
Выстоял музей и во время Великой Отечественной войны. Он был замаскирован от воздушных налетов и не прекращал своей работы.
Покровский собор в наши дни
Какие бы невзгоды не случались с памятником, национальное значение его ни разу не умалялось: ни в петровские времена увлечения западными веяниями, ни в годы воинствующего атеизма, ни в новейший период. Последняя масштабная реставрация проведена в первое десятилетие нынешнего века.
В настоящее время храм Василия Блаженного — одна из визитных карточек Москвы. На экспозиции «Святыни Покровского собора» вы увидите макет этого историко-архитектурного сооружения, а также вериги, монеты, хоругви и другие раритеты.
В церковные дни Покрова и Василия Блаженного проходят богослужения. А у раки святого Василия Блаженного по воскресеньям читается акафист.
Описание храма Василия Блаженного и архитектурные особенности
Этот узорчатый храм является единичным. Аналогов такой архитектурной форме в стране нет. Неслучайно он так привлекает современных дизайнеров, черпающих идеи из этого кладезя национальной культуры.
Многие искусствоведы усматривают в произведении архитектуры османские мотивы. Другие говорят о готическом почерке. Третьи – о выражении древнерусской клети в каменном кубе и развитии исконных форм русского зодчества. Таким образом, речь идет об уникальном редком сплаве множества стилей.
Особенным образом это выражается в разных образах одиннадцати куполов. Европейский, индийский, мавританский. Самую высокую точку занимает золотая русская глава.
Вместе с подклетом храм Василия Блаженного в Москве имеет высоту 65 метров. Сами церкви от 20 до 40 метров. Девять храмов с толщиной стен 3 метра в основном комплексе, а также колокольня вместе с приделом Василия Блаженного кажутся внушительных размеров. На самом деле в каждой церкви помещается не более 20 человек.
Специалисты полагают, что древние мастера были знакомы с чертежами круглого храма из девяти церквей Леонардо да Винчи. Шатровая церковь в центре и восемь боковых церквей представляют собой цельный храмовый комплекс. При этом каждая из церквей имеет собственные очертания, алтарь, вход и свое посвящение.
Этот храмовый ансамбль можно сравнить с хором, где каждый ведет свою партию для совместного исполнения и хоровой звучности.
Девять столпообразных храмов с ярусами кокошников создают зрительную иллюзию таковой, что туристы считают его пятиэтажным. На самом деле у собора всего два яруса: нижний – из белого камня, верхний – из кирпича. Внутри соборов открывается свободное пространство снизу доверху.
По задумке собор не имел единого фасада. Можно было обходить его по кругу и входить со всех сторон света. Позже с западной стороны пристроили крыльцо, после чего именно этот вход условно обозначил фасад.
Внутреннее убранство храма и его святыни
Описание храма Василия Блаженного задача трудоемкая. Одно только знакомство с покрытыми росписью стенами займет множество страниц. В растительном орнаменте собора нет двух одинаковых цветков.
Старинные фрески, 9 иконостасов в разных стилях, 400 икон, полуколонны, порталы, арки – все это пласты для изучения еще ни одним поколением специалистов и любителей российской истории.
Давайте пройдем по церквям и помещениям этого архитектурного ансамбля, узнаем, на что обратить особое внимание, а также поймем, почему Покровский собор во всем мире знают, как храм Василия Блаженного.
Подклет
Подклетом в православных храмах называют цокольный этаж. Уникальностью инженерного решения считают отсутствие мощного глубокого фундамента. Ансамбль церквей опирается на единый подклет со сводами. Трехметровая толщина кирпичных стен подклета держит на себе весь комплекс строений.
Для прочности конструкции подклет разделен на несколько помещений с нишами. Поэтому здесь было удобно и безопасно хранить царскую казну. Сегодня в экспозиционных нишах можно увидеть сундуки богатых горожан Москвы XVI века: за плату они хранили здесь свои ценности от воров и пожаров.
Из находящихся в подклете икон отметим самую древнюю — икону конца XVI века, написанную для Покровского собора. Это икона святого Василия Блаженного.
Галереи и крыльца
Собор имеет внешние и внутренние галереи. Арочные галереи также придают устойчивость сооружению. Внешняя обходная галерея со сводом опоясывает по периметру все архитектурное сооружение. В старину такие галереи назывались гульбищами.
Вокруг центральной Покровской церкви проходит галерея внутренняя. Из нее можно попасть в боковые церкви. В какой бы точке этой галереи вы не находились, вы всегда увидите четыре храма. Освещается она слюдяными фонарями XVII века.
Из внутренней галереи есть выходы на высокие крыльца. Высокое крыльцо в древнерусской архитектуре было традиционным. В отличие от боярских и царских палат храм Василия Блаженного был построен с открытыми лестницами. И только через столетие их украсили расписными шатрами.
Церковь Василия Блаженного
Напомним, что престолы церквей Покровского собора чаще всего освящались в честь праздников, на дни которых приходились решающие военные бои с Казанским ханством.
Однако церковь Василия Блаженного посвящена почитаемому московскому святому – юродивому Василию. Чем же он это заслужил?
Он был обличителем человеческих страстей и заступником города. Об этом подвижнике и прозорливце существует множество преданий. Сам Иван Грозный побаивался хлестких слов юродивого.
Собранные на паперти деньги Василий Блаженный по легенде передал царю на строительство храма. Прозорливца похоронили рядом с возводимым собором согласно завещанию. Вскоре на месте захоронения стали происходить чудеса, и Василий был канонизирован.
По приказу следующего царя, Федора Иоанновича, над захоронением Божьего человека к Покровскому собору пристроили церковь его памяти. После открытия церкви ожил и весь Покровский собор, ибо прихожан стало больше. Люди приходили поклониться мощам Василия Блаженного. Именно с того периода и укоренилось за ансамблем Покровского собора второе название – храм Василия Блаженного.
Над мощами находится почитаемая московская святыня – рака. Подлинная рака была разрушена в период Смутного времени, наши современники видят ее копию. Мощи святого признаны чудотворными.
В ризнице собора хранится Пелена на раку с изображением Василия Блаженного, вышитая по приказу царицы Ирины Годуновой в благодарность за духовные подвиги святого.
В этой же церкви расположен иконостас с заворотом. Старинные иконы продолжены на боковые стены.
Церковь Александра Свирского
Все соборные храмы ориентированы по сторонам света. Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского. В день памяти святого во время осады Казани татарская конница была разбита на Арском поле.
В иконостасе вы увидите лучшие образцы русского иконописного искусства конца XVI века из Новгорода, Ростова и Москвы. Первоначальный интерьер реставрировали в 1920-х, а затем в 1980-х годах.
Церковь Варлаама Хутынского
6 ноября 1552 года выпало на день памяти преподобного Варлаама Хутынского. В этот день Иван Грозный торжественно въехал в Москву, возвратившись из Казанского похода. В честь этого новгородского святого и была освящена юго-западная церковь.
Своды освещает паникадило XV века. Оно самое древнее в соборе. В данном приделе нарушена симметрия, он как бы вытянут. Это было продиктовано необходимостью прохода из этой церкви в церковь Покрова Богоматери.
Церковь Входа Господня в Иерусалим
Этому же торжественному въезду после взятия Казани посвящена и западная церковь по ассоциации с праздником Входа Господня в Иерусалим.
Убранство этого храма отличается особой торжественностью декора. У храма был особый статус – сюда на Вербное Воскресенье из Успенского собора Кремля совершалось церемониальное шествие. Царь вел под уздцы осла, на котором восседал митрополит.
Иконография церкви вся посвящена данной теме. Среди икон можно увидеть как изображение вербы, так и изображение пальмовых ветвей.
Церковь Григория Армянского
Эта церковь ориентирована на северо-запад. Освящена во имя просветителя Армении Григория, просветителя Великой Армении, обратившего в веру ее царя.
Память святого праздновалась в день взятия Арских ворот и обращения в бегство татарского войска. Именно здесь можно увидеть бесценный раритет из соборов Кремля — икону XVI века «Александр Невский в житии».
Здесь помещение так же вытянуто в ассиметрию из-за организации прохода между церквями. Окна, карнизы и кирпичный пол сохранились с XVI века.
Церковь Киприана и Иустины
В день памяти греческих христианских мучеников Киприана и Иустины царь Иван Грозный со своим войском взял штурмом Казань. Этот северный подклет собора расписан сценами жития этих святых. Здесь размещены позолоченный иконостас в стиле классицизма и почитаемые наравне с иконами хоругви, издревле символизирующие победу над дьяволом и смертью.
Церковь Николы Великорецкого
Икону Николая Чудотворца под названием Великорецкая крестным ходом доставили в Москву по присоединенным к России землям. По пути следования множество людей было обращено в христианство. В честь этого события южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Второе название придела – Никольский.
Здесь к росписям и иконам вы пройдете по подлинному дубовому паркету. В храме хранится список чудотворной иконы святителя Николая. И здесь же находятся две его выносные иконы для совершения крестных ходов.
Церковь Святой Троицы
Восточная церковь освящена во имя Святой Троицы в честь стоявшего на месте Покровского собора Троицкого храма. Все средневековые иконы в Троицком соборе подлинные. Среди них никогда не покидавшая покровский собор икона Троицы, писаная по канонам шедевра Андрея Рублева.
А вот фрески, если когда-то и были, не сохранились. Но зато над окнами устроены голосники, которые как резонаторы очищают любой звук. Благодаря этому здесь безупречно звучат молитвы и песнопения.
В этой восточной церкви интересны архитектурные решения. Ступенчатые подоконники, итальянский свод – все это вкупе со светлыми стенами наполняет пространство светом.
Церковь Трёх Патриархов
День разгрома татарской конницы на Арском поле выпал еще на один день памяти — Патриархов Константинопольских. Иоанн, Александр и Павел Новый боролись с искажениями христианского учения.
Северо-восточная церковь собора оригинальна особой системой потолочного перекрытия и широким куполом, с расположенной в нем росписью «Спас Нерукотворный».
Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Центральная церковь является главной. Остальные сосредоточены вокруг нее. В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы царь Иван Грозный отдал приказ на штурм Казани. Самая высокая и торжественная церковь всего собора освящена в честь праздника Покрова.
В храме много оконных ниш, зрительно объединенных с порталами. Все фрески храма первоначальные. А вот подлинный иконостас не сохранился. Из него есть только единичные уникальные иконы того времени. В настоящее время эту церковь украшает более поздний иконостас в стиле барокко. Здесь на стене сохранилась так называемая закладная летопись – пятирядный текст с датой окончания строительства сооружения.
Церковь Иоанна Блаженного
Еще одна святыня Покровского собора – мощи юродивого Иоанна Блаженного. Специально для них в 1672 году к собору был пристроен этот придел. Ее главные реликвии – рака над мощами Иоанна и его вериги. Вериги весят 32 килограмма. Снаружи церковь во имя Иоанна Блаженного можно узнать по отсутствию купола.
Колокольня
К концу XVII века построили звонницу. Шатровая колокольня едва не была утеряна в связи с использованием не по назначению. Мало кто знает, но к началу прошлого столетия помещения в ней использовались в качестве жилых комнат для сторожей. Печные трубы и ямы у входа заставили Общество сохранения памятников царской России в буквальном смысле бить в колокола.
Последнее по времени восстановление звонницы проводилось в 90-е годы XX века. Подвешенные в ней на балках колокола имеют разный возраст. Отливали их искусные мастера XVII-XIX веков. Небольшие окошки в шатре колокольни усиливают колокольный звук. Сегодня на колокольню можно подняться в сопровождении звонарей.
Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве невозможно рассматривать отдельно от русской истории. В нем отразились особенности религиозного, бытового и политического самоопределения страны. В силу своего расположения рядом с Кремлем «храм о девяти верхах» свидетель многоликой и непростой жизни России.