Коломенский дворец
Усадьба Коломенское с теремным дворцом царя Алексея Михайловича является сегодня историко-архитектурным и природно-ландшафтным музейным заповедником. Золотым веком царского села Коломенское стало правление Алексея Романова. По его указу на высоком берегу Москва-реки был построен дворцовый комплекс, прозванный восьмым чудом света.
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском – это образец деревянного зодчества XVII века. Он стоит в большом парке, где великолепно сохранились храмы и павильоны. Сочетание ландшафтов и архитектуры превратили усадьбу в несуетный оазис в центре столицы, куда стекаются тысячи туристов, поразительным образом не создавая столпотворения.
История дворца
В силу удачного стратегического местоположения Коломенское имеет бурную и многоликую историю. Кроме звучных великокняжеских и царских имен она связана с именами Лжедмитрия, Ивана Болотникова. А в XVII веке Коломенское стало центром известного Медного бунта.
Во времена царствований сюда наезжали пировать и охотиться Василий III, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Александр I. Дворец много раз перестраивали, разбирали и вновь восстанавливали.
Царь Алексей Михайлович часто бывал в полюбившемся ему селе. Это было место торжественных приемов и соколиной охоты. И поныне на территории музея существует Соколиный двор, где живут ловчие птицы.
Алексей Михайлович постоянно обустраивал усадьбу, а 3 мая 1667 года собственноручно заложил новый дворец по принципу хоромного строения.
Для строительства дворца были привезены русские мастера — плотники патриарха Никона, который отстраивал в то время Новоиерусалимский монастырь.
Возведение дворца завершило ансамбль всего Государева двора. Иноземцы того времени сравнивали городок-дворец с новенькой игрушкой, только что вынутой из ящика.
После переноса столицы в Санкт-Петербург Коломенское потеряло свое особое положение. Во время Отечественной войны 1812 года порядком обветшавший дворец был разрушен французскими войсками.
Через некоторое время для императора Александра I построили новый дворцовый комплекс. Однако и он простоял всего несколько десятилетий. При разборке строения на его месте по линиям фундамента высадили акации.
Несколько веков назад село Коломенское отстояло от Москвы в семи верстах. Москва давно расстроилась и Коломенский дворец оказался практически в центре столицы, в районе Замоскворечье.
Реставрационные работы здесь впервые были проведены в 1913-1916 годах. А в 1920 году организован музей. Архитектор и реставратор Петр Барановский на энтузиазме начал доставлять на территорию памятники деревянного зодчества и артефакты со всей России. Основатель музея Барановский спас для потомков огромное количество раритетов.
Не удивительно что, имея в усадьбе архитектурную коллекцию деревянных памятников, специалисты много лет не оставляли мысль восстановить царскую резиденцию как чудо деревянного зодчества.
Воссоздание царского дворца
Сегодня Летний дворец в селе Коломенское – это воспроизведение оригинала XVII века. Авторы проекта деликатно называют его макетом в натуральную величину, не претендуя на абсолютную копию.
Он называется теремным: 27 теремов соединены между собой переходами. В 2010 году московское правительство воссоздало его на основе обмеров и чертежей 1767 года, сделанных по высочайшему указу Екатерины II.
Из построек дворца только каменный храм Казанской Божьей матери имеет прежнее местоположение. Вокруг выросли вековые деревья, поэтому лес уничтожать не стали и сместили новый комплекс на километр. А на месте исчезнувшего дворца стоит Челобитный камень, на котором оставляли прошения и жалобы самодержцу Всея Руси.
Загородная резиденция была окружена каменной стеною с пятью воротами. Часть стены сохранилась. Сам дворец из дуба и сосны стоял на каменном фундаменте.
В наши дни все конструкции монолитные, из железобетона. Они покрыты бревном и тесом.
Несмотря на то, что новый выстроенный Коломенский дворец со свежими росписями и прочими репликами не имеет многовековой исторической ценности, он важен как неотъемлемый образ историко-архитектурного заповедника.
В конце концов Коломенский дворец исчезал и возрождался на протяжении столетий как былинная птица Феникс. И вполне закономерно в его легенде очередное возрождение уже в XXI веке.
Архитектура дворца царя Алексея Михайловича
Теремной комплекс сегодня отстроен с высокой достоверностью. Помимо чертежей воспроизвести старорусский стиль в соединении с элементами Западной Европы помогли модель дворца работы резчика Д. Смирнова, а также немецкая гравюра театрального декоратора Фридриха Гильфердинга.
В планировке появилось светское начало. Жилые помещения не отделялись от других палат. Из других архитектурных новшеств – асимметрия и отсутствие единого фасада. Каждая часть дворца выглядит как бы самостоятельной, вместе с тем составляя единое целое – содружество теремов.
Возведение такого сложного объекта в XVII веке было возможным только при наличии высокого уровня строительных технологий при работе с деревом.
Русское узорочье с обилием витых столбиков, резных наличников и причудливых кокошников воплотилось во внешнем убранстве многоярусного дворца государевой семьи. Использовалось много сусального золота, что поражало воображение иноземцев.
Знаменита на весь мир чешуйчатая кровля, украшенная двуглавыми орлами. Она имеет изумрудный цвет с позолотой.
Сени, терема, светлицы, чердаки, гульбища (балконы), чуланы, мыльни, мастеровые подклети – все эти помещения были соединены переходами. Такие же переходы вели к церквям.
Весь архитектурный ансамбль за счет многоярусности создает впечатление сказочного города с иллюстраций детских книжек.
Стрелецкие избы, оружейная избушка, ледники, конюшни, житницы, приказные палаты, поварни и другие хозяйственные постройки придавали этому декоративному городу оживление.
Коломенский дворец в цифрах:
- Общая площадь — 7,23 кв. метров
- Теремов – 27
- Ярусов — 5
- Интерьеров основной экспозиции — 24
- Всего помещений – 288
- Окон во дворце — 3000
- Площадь усадьбы – 390 га
Внутреннее убранство, экспозиции музея
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском состоит из женской и мужской половин. Для посещения с экскурсией доступны Думная, Престольная и Столовая палаты, личные покои царя, царицы, царевен и царевичей.
Из западноевропейского стиля использован принцип анфилад, гобелены на стенах и слюдяные окна с разноцветными витражами.
Стены обиты статусным материалом того времени – красным сукном. Во многих интерьерах использована красная кожа с золотым тиснением.
Расписывали интерьеры мастера из знаменитых мастерских Оружейной палаты. Иконописцы, живописцы и резчики по дереву украсили хоромы, заполнив все дворцовое пространство.
В оформлении помещений использовалось так называемое травное письмо, требовавшее от мастеров виртуозного владения кистью без нанесения предварительного эскиза.
Экскурсанты увидят в помещениях большое количество изразцовых печей. Ни одна из них не повторяет другую.
Предметы в экспозиции музея красноречиво рассказывают о государственных традициях ушедшего времени и бытовой жизни царственных особ. Основная экспозиция музея в Коломенском делится на три части – Хоромы царя, Хоромы царевичей и Хоромы царицы. Каждая часть состоит из нескольких помещений разного назначения.
Хоромы царя
Вначале вы попадаете в Передние сени. В этом месте ждали своей очереди дворцовые чины и слуги, здесь проходило оглашение указов. Отсюда открывается вид на Парадные залы. Функцию приемной выполняла Думная палата.
Особо важные церемонии проходили в самом просторном помещении – в Столовой палате. Здесь пировали во время торжеств и принимали иноземных гостей. Царь восседал отдельно от пирующих, на богатом троне. Посетителям представлены муляжи блюд царского застолья.
Но главный трон находится в Престольной палате. У подножия престола расположились механические рыкающие львы – это был явный отсыл к трону царя Соломона. Во времена Алексея Михайловича львы были обшиты овчиною.
Личные покои составляют царский кабинет, молельня, спальня и мыльня. В кабинете все предназначено для работы: книжные шкафы, стол, кресло, шахматы.
Алексей Романов был тружеником, его день начинался в 4 утра. Именно ему принадлежит изречение «Делу время, потехе час». Многочасовая работа в кабинете требовала наличия не столько роскошной, сколько удобной мебели.
В экспозиции кабинета по сию пору хранится личная печать царя. Здесь же во время экскурсии можно на сенсорном столе ознакомиться с историей династии Романовых.
В царской опочивальне стоят подлинная кровать и шкаф Алексея Михайловича. Царь любил эфирные масла, они тоже были неотъемлемой частью интерьера наряду с зеркалами и туалетными принадлежностями.
Доступ в опочивальню был строго воспрещен. Сюда мог входить только постельничий – особо доверенное лицо самодержца.
Хоромы царевичей в Коломенском дворце
Важной частью данной реконструкции является Учительная палата. Здесь обучались царские наследники – Федор и Петр Алексеевичи. В палате вы увидите подлинные книги и Букварь.
Детские доспехи и сабельки выставлены в витрине как свидетельство обучения царевичей ратному делу.
В небольших личных комнатах старинная мебель, а также письма и книги, дающее представление о хорошем образовании и кругозоре.
Отметим, что русский царь Алексей Михайлович был восприимчив к западному стилю, влияние на это оказала его вторая жена Наталья Нарышкина. Данный стиль явно отражен в убранстве комнаты юного Петра. Это тоже постепенно формировало его мировоззрение.
Отдельные переходы вели в мыльню. А из каждого покоя царевичей небольшая дверь направляла на половину царицы.
Хоромы царицы
Царица с детьми много времени проводила в Коломенском. Несмотря на царственное положение, женщинам семьи издревле полагалось вести довольно затворнический образ жизни. Рукоделие и молитвы были их основным времяпрепровождением.
Однако супруга Алексея Михайловича, в которой тот души не чаял, — Наталья Кирилловна Нарышкина, в теплое время года ездила в открытой карете, что прежде было немыслимым. И смотреть на женскую половину во многом можно как на часть личного пространства государыни и дань вековым традициям.
Здесь в Престольной палате она вела свой прием аристократии и духовенства. Вы увидите ее более скромный, чем у царя, трон. В экспозиции также выставлена посуда того времени.
Но прежде в Передних сенях государыни вы задержитесь у портретной галереи из женских парсун царствующей династии.
Рукоделием Наталья Кирилловна занималась в специально предназначенной для этого светлице с большими окнами. Здесь посетителям покажут пяльцы для вышивания и женский наряд знати XVII века. Образец шитья жемчугом находится под иконой Успения Богородицы.
Утренние и вечерние молитвы совершались в собственной моленной комнате – Крестовой палате. И если царь молился в полном уединении, то с царицей до определенного возраста молились и дети. Поэтому ее моленная больше по размерам.