Сталинские высотки в Москве
Сталинскими высотки называются потому, что вдохновителем этого грандиозного проекта считается Иосиф Сталин. «Зодчий коммунизма» не обошел вниманием и градостроение. Проект был задуман в начале 30-х годов XX века и должен был продемонстрировать миру мощь и величие СССР. Однако реализован был уже после Великой Отечественной войны, совершив невиданный доселе прорыв в отрасли строительства. Цепь монументальных зданий под образным названием «семь сестер» высоко взметнулась в столичное небо общим сходством — пирамидальной формой, шпилями, богатым декором, — и стала украшением города. Мы расскажем вам об этом явлении периода Советов, отразившем в себе исторические пласты политики, культуры и архитектуры.
История
Москву без 7 сталинских высоток невозможно представить. История этого проекта гораздо объемнее и глубже, чем кажется на первый взгляд. Период индустриализации 30-х годов прошлого столетия под лозунгом «Время, вперед!» ознаменовался в стране гигантскими стройками, монументализмом в искусстве и другими крупномасштабными проектами. Москва доселе была малоэтажной, с самобытными особняками и доходными домами. Это не отвечало размаху государства, строящего социализм, и был разработан генеральный план реконструкции Москвы.
Кроме самого красивого в мире метро в дворцовом стиле было решено построить циклопические здания министерств, Пантеон для захоронения великих людей державы и самое большое на планете здание – Дворец Советов для заседаний и мероприятий. Во имя замысла в 1933 году на Волхонке был взорван первоначальный Храм Христа Спасителя, чтобы освободить идеальную площадку под невиданный Дворец.
Однако сооружение 420 метров высотой, включая статую Ленина около 100 метров и большой зал вместимостью до 20 000 человек, так и не было возведено и осталось в чертежах да на фантиках конфет того времени.
Помешало этому начало Великой Отечественной войны. Однако мысль о послевоенном строительстве ряда небоскребов и превращения высотного строительства в индустрию страны осталась.
К 800-летию Москвы без публичных конкурсов под руководством главного архитектора столицы Д.Н.Чечулина возникли проекты восьми тождественных друг другу зданий. Это число соответствовало количеству столетий с основания города. Все фундаменты были заложены в один день – 7 сентября 1947 года, именно в день празднования юбилея столицы.
Страницы создания этих высоток 1947-1957 годов – это отражение противоречивых процессов в истории страны. Здесь и использование труда заключенных и пленных немцев, и поездки советских архитекторов за границу для изучения опыта постройки подобных зданий, переезд тысяч нанятых людей из глубинки, инженерные прорывы в области строительства и новых материалов, увлечение властной верхушки оккультизмом и подчинение воле и взглядам вождя всех народов, давшего название архитектурному стилю – сталинский ампир.
Архитектура
Архитектор сталинских высоток – коллективный автор, свой у каждого строения. Считается, что прототипами небоскребов стали легендарные американские, такие как Эмпайр Билдинг на Манхэттене. Между тем это разные архитектурные концепции ар-деко.
В отличие от заокеанских, московские высотки кроме основного имеют боковые корпуса. В сталинском ампире смешаны ренессанс, барокко, классицизм и даже неоготика, придающие монументальность и великолепие, граничащие с имперской вычурностью. Облик семи высоток наделен единым решением: это ярусная форма с угадываемыми мотивами кремлевских башен. Пытливый взгляд отыщет в каждом из этих небоскребов также признаки сакральной древней пирамиды.
Мрамор, гранит, портики и советская символика снаружи, ценные породы деревьев, хрусталь, бронза и роспись в интерьере дали сталинскому ампиру второе наименование – стиль триумфа. Здесь все было сфокусировано на внешнем убранстве, порой в ущерб планировки самих квартир.
Престижность этих домов доказана временем. Поэтому современные архитекторы начали использовать винтажность в своих проектах, стилизуя элитные жилые комплексы под «сталинки» XXI века. Удачным опытом такого переосмысления считается в Москве знаковый «Триумф Палас».
Семь сталинских высоток
Благодаря схожим контурным очертаниям, высотки оказались связующим лейтмотивом силуэта столицы. И все же при общности, каждая из них имеет индивидуальные черты, начиная с того, когда были построены разные сталинские высотки и из чего, и заканчивая тем, каковы высота и количество этажей в сталинских высотках.
1. Главное здание МГУ на Воробьёвых горах
Адрес — Москва, Воробьевы горы, д. 1 – хорошо известен студенчеству. Здесь расположен Московский Государственный университет имени Ломоносова. Это самая высокая сталинская высотка в Москве. Ее высота 236 метров. 36 этажей главного корпуса поднялись на самой высокой географической точке над Москвой-рекой и стали считаться считать вертикалью столицы.
В авторский коллектив под руководством архитектора Л. В. Руднева входил известный проектировщик Останкинской телебашни Н. Никитин, а над фасадом работала мастерская скульптора В. Мухиной, создательницы монумента «Рабочий и колхозница». Над портальным фризом с изображением людей разных профессий, трудился скульптор Г. Мотовилов.
Строительство контролировал лично Сталин. Гранит, мрамор, керамика, металлические конструкции доставлялись из разных республик. Сдали в 1953 году. В здании на 32 этаже есть смотровая площадка, а Университетская площадь перед МГУ и поныне самая большая в мире.
2. Гостиница «Украина»
Вторая по высоте сталинская высотка расположена по адресу: Москва, Кутузовский проспект, 2/1, стр.1. В 206 метрах высоты разместились 34 этажа, со смотровой площадкой на предпоследнем. Руководил группой архитекторов и инженеров А.Г. Мордвинов. Близкое расположение грунтовых вод задало специалистам сложную задачу: дно котлована сделали на 8 метров ниже уровня вод, а иглофильтры подключили к откачивающим насосам.
Торжественно открыли здание в 1957 году и долгие годы оно было самой крупной гостиницей в Европе, имея при этом в боковых корпусах 250 жилых квартир. В разное время в них жили писатели Ваншенкин и Рыбаков, поэт Евгений Евтушенко, кинорежиссер Сергей Герасимов, актер Валентин Гафт. Сама же гостиница была ориентирована в основном на иностранцев.
С 2005 года бывшая «Украина» выкуплена, реконструирована в пятизвездочный отель и называется Radisson Royal. Гордость отеля — коллекция живописи и скульптуры из 1200 подлинников известных художников.
3. Жилой дом на Котельнической набережной
Многоквартирный небоскреб по адресу: Котельническая набережная, 1/15, пожалуй, один из самых знаменитых по причине громких имен обитателей.
Высота дома 176 метров, этажей в нем 26. Архитекторы Чечулин и Ростковский спроектировали его в виде звезды из трех лучей. Это здание из гранита, мрамора, мозаики и лепнины наиболее ярко демонстрирует архитектурные формы теремов русского зодчества.
Строили его заключенные. Кроме обширного перечня инфраструктуры лагерники возвели и ныне действующий кинотеатр «Иллюзион». Курировал проект Берия, в 1952 году дом был сдан, первый список жильцов из сотрудников НКВД и работников искусства и науки составлял лично Сталин.
Элитные квартиры с паркетом и хрустальными люстрами были меблированы одинаково, переставлять в них что-либо запрещалось из-за вмонтированных прослушек.
Во всей красе высотка хорошо видна во время прогулки на теплоходе по Москва-реке, где вам расскажут о квартире-музее балерины Галины Улановой, о съемках фильмов «Брат» и «Стиляги», о культовых актерах и поэтах, живших здесь. К слову, фасад здания на уровне глаз – это целая череда памятных досок с выдающимися именами жильцов. Стоимость жилья здесь и поныне одна из самых высоких в Москве.
4. Здание Министерства иностранных дел
Следующий многоэтажный исполин располагается на Смоленской-Сенной площади, 32-34. Архитекторы М.А.Минкус и В. Гельфрейх возвели
административное здание МИДа России в 1953 году. На 172 метров высоты приходится 27 этажей. В отличие от других объектов здесь не применялся труд заключенных, и это единственное из «семи сестер» здание, увиденное Сталиным при жизни в завершенном виде.
Также из отличительных черт высотки от остальных — гигантский герб СССР на фасаде и отсутствие звезды на шпиле. Спланированное без конического навершия, оно напоминало американский небоскреб, и уже в финальной стадии строительства пришлось по замечанию Сталина сооружать легкий шпиль. Поэтому многотонную звезду конструкция бы не выдержала.
В очертаниях сооружения больше английских готических мотивов при умеренном декоре, нежели в других сталинских высотках. А сама начинка дома наиболее технологична: кроме эскалаторов здесь были вмонтированы 28 лифтов.
5. Жилой дом на Кудринской площади
По адресу: Москва, Кудринская площадь, 1, находится еще один дом из списка сталинских высоток в Москве. Архитекторы М. В. Посохин и А. А. Мндоянц завершили строительство в 1954 году. Высота здания 156 метров, этажей – 24. Его стилобат облицован темно-красным трофейным гранитом, вывезенным из гитлеровской Германии.
Башня известна самым большим количеством изваяний на фасаде. 12 скульптурных групп рабочих, воинов, музыкантов, крестьянок, матерей и учителей с детьми давно стали излюбленным местом для увлеченных жанром архитектурной фотографии.
В то время как с интерьерами дома негаданно знаком кинозритель: здесь снимали лестницу и квартиру героини Кати Тихомировой из фильма «Москва слезам не верит». Поэтому на убранство холлов, а также на добротно обставленные, но тесные квартиры может любой.
Высотка помнит жильцов: Петра Алейникова, Элину Быстрицкую, Олега Лундстрема, Татьяну Шмыгу, Василия Смыслова, а также легендарных специалистов авиационной отрасли.
6. Административно-жилое здание возле «Красных Ворот»
Свой проект сталинской высотки группа архитекторов под руководством А. Душкина реализовала по адресу: улица Садовая-Спасская, 21/1. Гармоничное строение в 23 этажа с общей высотой 138 метров украсило площадь «Красные ворота» в 1953 году. Стоит оно на самой высокой точке Садового кольца, благодаря чему при меньшем количестве этажей визуально перекликается с небоскребом МГУ.
Специфика состояла в том, что параллельно возведению корпуса под ним строилась станция метро, а выход из нее располагался и вовсе в цоколе здания. Подобный вариант вкупе с зыбкими грунтами требовал авантюрного таланта, который проявил конструктор В. Абрамов. Он сделал расчеты просадки с намеренным креном при строительстве здания до 16 см, и ровно настолько оно вернулось через 9 лет в нужное положение.
По сравнению с другими в постройке преобладает русская шатровая архитектура. Такой облик ей придают известняк вместо плитки в облицовке и лаконичный декор без скульптур. Сегодня дом по-прежнему является симбиозом офисов и квартир. А знаменитые имена жильцов увековечены в мемориальных досках на фасаде.
7. Гостиница «Ленинградская»
Седьмой сестрой сталинских высоток Москвы в 1954 году становится 21-этажная гостинца «Ленинградская» по адресу: улица Каланчёвская, 21/40. Ее высота в 136 метров позволяет прибывающим на Казанский, Ленинградский и Ярославский вокзалы увидеть ее еще из окна поезда. Данный памятник архитектуры является визиткой этой части столицы.
Команда архитекторов под руководством Л. М. Полякова получила за проект в стиле московского барокко Сталинскую премию. Здание с характерной нарядностью башенок, карнизов, барельефов и колоннады органично вписалось в Площадь трех вокзалов, которые также построены в национальных стилях.
Причудливое барокко заполонило и интерьеры, превратив внутреннее пространство в роскошный терем с арочными потолками, позолоченной резьбой, мифическими скульптурами и канделябрами из бронзы. Именно здесь находится внесенная в Книгу рекордов Гинесса вертикальная люстра-гирлянда, освещающая одновременно несколько этажей.
После комплексной реставрации 2008-го года в высотке расположился исторический отель международной сети Hilton, имеющий в номерном фонде посольские и президентский люксы.
Не построенные высотки или сколько должно было быть
В том, что сталинских небоскребов только семь, москвоведы усматривают символизм семи холмов Москвы. А сколько всего должно было быть сталинских высоток? Восемь по числу столетий города, но некоторые специалисты включают в список так и не реализованный циклопический Дворец Советов на месте Храма Христа Спасителя. Они считают, что в общей картине задумывалось девять объектов, по числу планет Солнечной системы.
Между тем в 1947 году восьмая высотка по факту была заложена в Зарядье, в близости от Кремля. В те времена там были трущобы, что не соответствовало должному статусу места, их полностью снесли. Взамен должно было появиться Административное здание архитектора Д. Чечулина высотой 275 метров в 37 этажей, и стать ключевой доминантой центра столицы. Стройку заморозили на стадии стилобата в связи со сменой градостроительной политики после смерти Сталина.
Новый глава Советского Союза Никита Хрущев принял решение о массовом жилищном строительстве по типовым проектам, и эпоха сталинского ампира завершилась, оставив по Москве множество сооружений в этом стиле.
На фундаменте несостоявшейся восьмой высотки в 1967 году была построена архитектурно малоинтересная, но престижная из-за расположения и самая большая в мире, гостиница «Россия». После сноса в 2004 году на ее месте разбит инновационный парк «Зарядье».
Напомним, что проект сталинских высоток сразу рассматривался как пилотный для возведения подобных зданий по всему социалистическому лагерю. В тот период в аналогичном стиле были возведены объекты разного назначения в Риге, в Киеве, в Бухаресте и Варшаве.
Легенды и мифы
Какие только небылицы и мистические домыслы не окружают сталинские высотки. Это и побег заключенных со стройки на Котельнической с помощью фанерных крыльев, и замурованный там же в стене прораб. Дом на Красных воротах хранит легенду о хохочуущем призраке, а о секретных комнатах для прослушки вам расскажут во всех высотках. Не удивительно: ведь небоскребы строились силами заключенных и пленных немцев, что окутывало весь процесс секретностью, а в последующем жильцы из работников НКВД соседствовали с известными деятелями.
Из-за обилия арматуры и шпилей эзотерики приписывают этому архитектурному поясу роль гигантских передатчиков энергии; конспирологов будоражат слухи о бункерах и тоннелях под стилобатами; изыскатели сталкиваются в подвалах со светящимися сгустками, что поддерживает легенды об аномальности и проклятости многих помещений.
Но самой яркой является трактовка появления на свет самого проекта «семи сестер». Якобы в детстве Сталину было видение из семи пирамид во все небо. Склонный к мистицизму, Иосиф Виссарионович во времена безграничной власти начал визуально воплощать свое миропонимание. У оккультистов он разузнал места для возведения зданий-зиккуратов и смещать их запрещалось даже на несколько метров.
В пользу этой полулегенды относят то, что каждая из высоток стоит на геологических разломах города, считающихся местами силы. Что ж, вполне впечатляющий замысел при создании мировых империй вкупе с идеями личного бессмертия.
Видео о сталинских высотках в Москве:
Расположение сталинских высоток на карте Москвы
Сколько сталинских высоток в Москве и где они расположены можно увидеть на интерактивной карте ниже, которые мы подготовили для вашего удобства. Помимо нанесенных на них существующих семи небоскребов иногда отмечают места двух так и не построенных. При взгляде на такую карту легко заметить сгруппированность вокруг исторического центра, что послужило еще одному их названию – московская корона. Особенно она сияет в темное время суток, когда вспыхивает знаменитая архитектурно-художественная подсветка.