Интересные места в Москве

Царь-колокол в Москве

Царь-колокол на фоне Кремля

Самый известный и большой колокол на Руси — Царь-колокол в Московском Кремле. Его настоящее название – Большой Успенский колокол. По весу он превосходит знаменитые европейские, китайские и японские музыкальные купола. Тяжелее его был только бирманский колокол, однако он утрачен.

Знаменит Царь-колокол не только весом в 202 тонны, но и красотой формы и уникальной чеканкой. Не имеющий собственного языка-била, никогда не висевший на колокольне и никогда не звонивший, он тем не менее является точкой притяжения для тысяч москвичей и гостей города. Прочитав этот небольшой рассказ, вы узнаете не только кто отлил Царь-колокол и когда, но и как его увидеть сегодня.

История создания Царь-колокола

Царь-колокол в Москве

На Руси издревле использовались продольные плитки из чугуна или каменных плит, в которые били колотушками по важным поводам. После принятия христианства небольшие вечевые и церковные колокола стали привозить из Византии. Первый колокол, изготовленный русскими умельцами, относят к 1259 году.

В XV веке великий князь Иван III приступил к переобустройству часто ветшавшего деревянного Кремля в белокаменный, с храмами, соборами и звонницами. На берегу реки Неглинки недалеко от Кремля появился Пушечно-литейный двор, где помимо изготовления пушек стали обучать искусству литья колоколов венецианские мастера. И уже скоро литейщиками в большинстве своем стали русские. Колокольным звоном оповещались важные события: от прибытия послов, восшествия монархов на престол либо их смерти. С XVI века появляются исполинские колокола, экземпляры свыше 16, 5 тонн стали называться тысячниками или Царями.

Царь-колокол имеет родословную, поскольку был поочередно перелит из других Царей. У него есть «прадед, дед и отец». Связано это с неудачной судьбой погибавших предков колокола, их металл становился основой следующего, а добавление тонн сплава делало каждый новый колокол тяжелее и величественнее прежнего.

Предшественники

В 1599 году, сразу после вступления на царство Бориса Годунова, мастером Андреем Чоховым был отлит Цареборисов колокол, называвшийся в народе годуновским. Весил он 33, 6 тонны и находился на специальных подмостках близ колокольни Ивана Великого. Возвещал звоном о важных событиях государства, однако по прошествии 50 лет при очередном пожаре оборвался и раскололся.

Главный колокол в Москве, изображение из издания "Дневник Путешествия в Московию (1698 и 1699гг.)" А.С.Суворина, 1906 г.
Главный колокол в Москве, изображение из издания «Дневник Путешествия в Московию (1698 и 1699гг.)» А.С.Суворина, 1906 г.

Царствовавший Алексей Михайлович поручил литейщикам Даниловым перелить колокол, но больше прежнего, и в 1654 году появился Царь-колокол весом 130 тонн. Этот исполин оказался непрочным, и разбился от ударов языка уже в Рождественские звоны.

Государь Алексей Михайлович приказал вновь перелить колокол, но еще тяжелее прежнего. Литейщику Александру Григорьеву это удалось, и в 1668 году появился богатырь весом в 160 тонн, который отзвонил более 30 лет. Уничтожил его очередной московский пожар 1701 года, при падении он раскололся на куски.

Царь-колокол и его язык работы Григорьева, рисунок А. Мейерберга 1661 г. из книги "Рисунки к путешествию по России Римско-императорского посланника барона Мейерберга в 1661 и 1662 годах...", 1827 г.
Царь-колокол и его язык работы Григорьева, рисунок А. Мейерберга 1661 г. из книги «Рисунки к путешествию по России Римско-императорского посланника барона Мейерберга в 1661 и 1662 годах…», 1827 г.

И в 1735 году, во времена правления Анны Иоанновны, эти осколки расплавились в горниле плавильной печи, чтобы превратиться в Царь-колокол, которым любуются наши современники.

Создание колокола

В 1730 году императрица Анна Иоанновна подписала указ об отливке Большого Успенского колокола в Москве. Чертежи отражали масштаб предприятия, от которого иностранные мастера со скепсисом отказались. Авторами отливки стали русские литейщики Иван Моторин с сыном Михаилом.

Читать еще:  Экологическая тропа на Воробьевых горах

На площадке Кремля между Чудовым монастырем, дворцом и колокольней Ивана Великого вырыли для будущего Царь-колокола яму глубиной 10 метров с четырьмя печами для литья. Рядом предполагали возвести для него колокольню, соединив ее галереей со звонницей Ивана Великого для гашения вибраций при звоне. Перед началом работ был совершен молебен.

Мастеровых и работных было привлечено 83 человека. Кроме плавильщиков были кузнецы, каменщики, плотники, столяры, воловики, пильщики, многие из которых были не казенными с Пушечного двора, а наемными. Несмотря на достаточное количество исполнителей, создавали Царь-колокол четыре года. Связано это было с согласованием каждого шага с изготовившей чертежи колокола Артиллерийской конторой и курирующим отливку Сенатом в Петербурге, что подтверждается старинными отчетами в архивах.

Отлитие Царь-колокола, рисунок О.Г. Новозонова из диафильма "Царь пушка и Царь колокол", 1974 г.
Отлитие Царь-колокола, рисунок О.Г. Новозонова из диафильма «Царь пушка и Царь колокол», 1974 г.

В дополнение к осколкам предыдущего, в переплавку для 202-тонного великана пошли еще 600 разновеликих колоколов. Всего на сплав пошли 170, 7 тонн меди, 26,7 тонн олова, 2, 525 тонн серы, 72 кг золота и около 525 кг серебра. Остальную часть веса составили мышьяк, цинк и другие примеси.

За три месяца до этапа успешной отливки Иван Моторин умер, завершал работу сын Михаил. Плавка сплавов в печах длилась полтора суток, сама же отливка длилась чуть более часа. К слову, любознательные могут посмотреть киношедевр «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. В новелле «Колокол» со всем драматизмом подробно показано создание подобного гиганта.

Художественное оформление поверхности под руководством скульптора Федора Медведева проводилось все в той же яме.  Для выполнения этого вида работ выписали формовальщиков и чеканщиков из Петербурга.

Повреждения

В 1737 году дочеканка изображений и шлифовка шли своим ходом, когда на День Святой Троицы от свечки по недосмотру случился печально известный Тройцкий пожар. В Москве тогда сгорело 10 000 дворов. Пылал и Кремль, в котором от огня плавились даже камни соборов.

Приостановка литья Царь-колокола после пожара в 1734 году, рисунок О.Г. Новозонова из диафильма "Царь пушка и Царь колокол", 1974 г.
Приостановка литья Царь-колокола после пожара в 1734 году, рисунок О.Г. Новозонова из диафильма «Царь пушка и Царь колокол», 1974 г.

По архивным данным в общих чертах установили, почему раскололся Царь-колокол, находившийся на глубине. Пламя добралось до навеса над ямой, с него на колокол стали падать загоревшиеся бревна. Печи разрушились,  сгорела подъемная конструкция. Люди бросились заливать раскалившийся колокол водой. От перепада температур его купол внизу треснул, и от него откололся кусок весом в 11 тонн.

После такого масштабного пожара Москву пришлось отстраивать заново, казенные деньги направлялись на градостроительство, и Царь-колокол остался на литейной решетке в подземелье под деревянным помостом на целых 99 лет, получив прозвище «кремлевский отшельник».

Подъём

После Отечественной войны 1812 года с наполеоновской армией Москва оказалась вновь сожженной и разоренной. Император Николай I подписал план большой реконструкции столицы. Именно в тот период восстановления Красной площади и Кремля вернулись к идее поднять на поверхность Царь-колокол. Реализовать замысел удалось со второй попытки в 1836 году.

Подъем Царь-колокола из литейной ямы, рисунок из книги О. Монферрана "Описание большого колокола в Москве", 1840 г.
Подъем Царь-колокола из литейной ямы, рисунок из книги О. Монферрана «Описание большого колокола в Москве», 1840 г.

Поставить его решили на пьедестал уже рядом с колокольней Ивана Великого. Поскольку звук колокола не бывает чистым после спайки фрагментов, осколок решили не вставлять, сделав из штучного экземпляра памятник литейного искусства.

Параллельно с завершением чеканки незаконченных столетие назад деталей архитектор Иван Мироновский спроектировал мощное подъемное устройство, а надежный восьмиугольный гранитный пьедестал создал архитектор Огюст Монферран.

Способом перемещения бронзового великана к новому месту на Ивановской площади выбрали перевозку на катках из бревен. Данных от длине пути история не сохранила, но судя по картам Кремля, он составил несколько десятков метров.

Читать еще:  Сталинские высотки в Москве

Перед началом его подъема из ямы все собравшиеся совершили общий молебен. Предприятие было рискованным, толстые канаты лопались, гигантские подъемные вороты трещали. По описаниям, все 42 минуты подъема прошли в молчаливом нервном напряжении, под низкий вибрирующий гул колокола.

Успешное поднятие Царь-колокола, рисунок О.Г. Новозонова из диафильма "Царь пушка и Царь колокол", 1974 г.
Успешное поднятие Царь-колокола, рисунок О.Г. Новозонова из диафильма «Царь пушка и Царь колокол», 1974 г.

Колокол после революции и в наши дни: диагностика и реставрация

За всю историю России множество колоколов не единожды переливали в пушки. А после Октябрьской революции 1917 года неисчислимое количество церковных колоколов большевики посбрасывали со звонниц. В 30-х годах XX столетия началась индустриализация, колокола массово отправляли на переплавку.

Удивительно, но 202 тонны ценного металла, что составляют вес Царь-колокола в Москве, не повторили судьбу других. Возможно потому, что колокол к тому времени был всемирной достопримечательностью и одной из визиток советской Москвы.

Во период Великой Отечественной войны его наряду со всеми сооружениями Кремля перекрашивали для маскировки от воздушных налетов в черный цвет. Внутри разместили резервный узел связи. В таком виде Царь пробыл много десятилетий. Впервые его реставрация состоялась при подготовке к Олимпиаде-80. К началу проведения в Москве Олимпийских Игр он стараниями специалистов приобрел серебристый цвет с беловатым отливом и более четкие рельефы декора.

В 1986 году была сделана акустическая диагностика купола в связи с обнаружением 10 крупных трещин и множества мелких. Комплекс работ проводили Военная академия имени Ф. Э. Дзержинского и НИИ механики и прикладной математики Ростова-на-Дону.

Царь-колокол в процессе реставрации, фотография из монографии М.Портнова, 1980 г.
Царь-колокол в процессе реставрации, фотография из монографии М.Портнова, 1980 г.

В 2006 году укрепили основания и постамент. Мониторинг за состоянием памятника ведется на постоянной основе.

Интересные факты о Царь-колоколе

История нашего колосса располагает интересными фактами. Например, в 1888 году императорский поезд с августейшей семьей Александра III попал в крушение. В честь чудесного спасения вознамерились возвести Царь-колокольню в древнерусском стиле и подвесить на ней Царь-колокол, однако замысел реализован не был.

О том, что уже в XIX это произведение искусства имело высокую популярность у народа, говорит то, что в те времена выпускался шоколад «Виды Москвы» с его изображением на обертке, а также ванильный шоколад «Царь-колокол».

После Октябрьской революции во время гражданской войны генерал Деникин выпускал белогвардейские купюры достоинством 1000 рублей с изображением «Царь-колокола». Между собой народ называл такие купюры «колокольчиками».

У него никогда не было собственного языка. Тот, что лежит в каменной камере пьедестала и виден через специальную решетку, принадлежит другому колоколу. И тем не менее, в 2016 году сотрудники трех американских университетов смогли математически смоделировать его звучание. Ведь чистота гула зависит от толщины стенок, от соотношения в сплаве меди, олова и серебра, которые поддаются замерам. Низкий звук Царь-колокола сегодня можно послушать в интернете.

На территории России существуют и другие выделяющиеся размером предметы и вещи. К таковым относят Царь-книгу, Царь-пушку, Царь-монету, Царь-вазу и Царь-ванну.

Царь-колокол, который никогда не звонил, инфографика из издания ТАСС, 2020 г.

Описание Царь-колокола

Из чего же сделан Царь-колокол и как выглядит? Начнем с основных характеристик.

  • Создан – 1735 год;
  • Официальное название – Большой Успенский колокол;
  • Разработка чертежей – Артиллерийская контора в Санкт-Петербурге;
  • Сплав бронзы – медь 84,51% (170,7 т), олово 13,31% (26,7 т), сера 1,25% (2,525 т), золото 0,036% (72 кг), серебро 0,26% (525,2 кг);
  • Авторы отлива – отец и сын Моторины;
  • Художественное литье декора – скульптор Федор Медведев;
  • Декор – стиль барокко, школы «Bouchardon» и «Coysevox»;
  • Высота Царь-колокола – 6, 4 метра;
  • Диаметр у подножия – 6, 6 метра;
  • Общий вес — 201 тонны 924 кг;
  • Вес осколка – 11, 5 тонн;
  • Длина языка внутри постамента – 5 метров;
  • Поврежден во время пожара – 1737 год;
  • Поставлен на постамент – 1836 год.
Читать еще:  Лучшие крыши с красивым видом Москвы в 2024 году

Поверхность покрыта искусными барельефами. Фризы с растительным орнаментом, изображения в полный рост царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны, картуши с частично сохранившимися надписями. Выше расположены изображения Богоматери, Спасителя, Иоанна Предтечи и апостола Петра.

Барельефы Царь-колокола
Барельефы Царь-колокола

В завершии установлена медная держава с позолоченным греческим крестом. Местами чеканка явно не завершена, что не нарушает красоты всего творения. Даже на любительских фото четко фиксируются мелкие детали тонкой работы.

На постаменте прикреплена мраморная доска с указанием даты отливки и именем заказчицы — императрицы Анны Иоанновны.

Видеоэкскурсия к Царь-пушке и Царь-колоколу:

Как посмотреть Царь-колокол: режим работы и цена билета

Чтобы осмотреть данный шедевр, необходимо попасть на территорию Московского Кремля. Архитектурный ансамбль Кремля доступен для посетителей: в летний сезон c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00 часов, в зимний период с 1 октября по 14 мая с 10:00 до 17:00.

Выходной день музейного комплекса —  четверг.

Для входа необходимо купить билет в кассах, которые расположены в Александровском саду рядом с Кутафьей башней.  Чтобы не стоять в очереди, можно заранее купить билет на сайте Музея Московского Кремля. Из списка предложений следует выбрать «Билет на посещение ансамбля Соборной площади». В древности в Кремле была единая площадь, которую еще в 1329 году разделили на две части – Соборную и Ивановскую  площади. Поэтому их границы друг с другом условны.

Стоимость такого билета без посещения временных выставок — 800 рублей, льготный — 500 рублей. В кассе также можно взять аудиогид, доплатив за услугу 400 рублей. Наличие такого билета дает возможность осмотреть Соборную площадь, Царь-пушку, Царь-колокол, Тайницкий сад. Также вы можете побывать внутри Успенского, Благовещенского и Архангельского соборов и в церкви Ризоположения. При желании побывать внутри других музейных объектов, вам нужно выбрать соответствующий вид билета с указанием на нем локаций посещения.

План Московского Кремля
План Московского Кремля

Где находится Царь-колокол в Москве и как добраться

Памятник находится в самом сердце страны — на Ивановской площади Московского Кремля, рядом с колокольней Ивана Великого.

Удобнее всего добраться до Кремля на метро, выйдя на станциях «Александровский сад» либо «Библиотека имени Ленина», которая нынче носит название Российской Государственной библиотеки. Выходите с любой из этих станций по указателям «Александровский сад». Слева от выхода находятся кассы. Кутафья башня, через которую входят на территорию Московского Кремля, расположена рядом с кассовыми павильонами.

Пройдя по Троицкому мосту, не сворачивая идете мимо Кремлевского концертного зала до Сенатской площади, откуда нужно повернуть направо к колокольне Ивана Великого.

Вы можете воспользоваться также автобусными маршрутами. До остановок: «Библиотека Ленина» довозят №№ Е10, М1, М2, М3, М6, М7,  «Александровский сад» – №№ М5, 158, «Манежная площадь» №№ К, М1, М2, М3, М27, 144, 243, «Боровицкая площадь» №№  Е10, М1, М6, М9, Н11 (ночной).

Координаты для приезжающих на машине – 55.751462, 37.618790. Платная подземная парковка в ТЦ «Охотный ряд» на Манежной площади.

Схема проезда:

Отзывы