Царь-колокол в Москве
Самый известный и большой колокол на Руси — Царь-колокол в Московском Кремле. Его настоящее название – Большой Успенский колокол. По весу он превосходит знаменитые европейские, китайские и японские музыкальные купола. Тяжелее его был только бирманский колокол, однако он утрачен.
Знаменит Царь-колокол не только весом в 202 тонны, но и красотой формы и уникальной чеканкой. Не имеющий собственного языка-била, никогда не висевший на колокольне и никогда не звонивший, он тем не менее является точкой притяжения для тысяч москвичей и гостей города. Прочитав этот небольшой рассказ, вы узнаете не только кто отлил Царь-колокол и когда, но и как его увидеть сегодня.
История создания Царь-колокола
На Руси издревле использовались продольные плитки из чугуна или каменных плит, в которые били колотушками по важным поводам. После принятия христианства небольшие вечевые и церковные колокола стали привозить из Византии. Первый колокол, изготовленный русскими умельцами, относят к 1259 году.
В XV веке великий князь Иван III приступил к переобустройству часто ветшавшего деревянного Кремля в белокаменный, с храмами, соборами и звонницами. На берегу реки Неглинки недалеко от Кремля появился Пушечно-литейный двор, где помимо изготовления пушек стали обучать искусству литья колоколов венецианские мастера. И уже скоро литейщиками в большинстве своем стали русские. Колокольным звоном оповещались важные события: от прибытия послов, восшествия монархов на престол либо их смерти. С XVI века появляются исполинские колокола, экземпляры свыше 16, 5 тонн стали называться тысячниками или Царями.
Царь-колокол имеет родословную, поскольку был поочередно перелит из других Царей. У него есть «прадед, дед и отец». Связано это с неудачной судьбой погибавших предков колокола, их металл становился основой следующего, а добавление тонн сплава делало каждый новый колокол тяжелее и величественнее прежнего.
Предшественники
В 1599 году, сразу после вступления на царство Бориса Годунова, мастером Андреем Чоховым был отлит Цареборисов колокол, называвшийся в народе годуновским. Весил он 33, 6 тонны и находился на специальных подмостках близ колокольни Ивана Великого. Возвещал звоном о важных событиях государства, однако по прошествии 50 лет при очередном пожаре оборвался и раскололся.
Царствовавший Алексей Михайлович поручил литейщикам Даниловым перелить колокол, но больше прежнего, и в 1654 году появился Царь-колокол весом 130 тонн. Этот исполин оказался непрочным, и разбился от ударов языка уже в Рождественские звоны.
Государь Алексей Михайлович приказал вновь перелить колокол, но еще тяжелее прежнего. Литейщику Александру Григорьеву это удалось, и в 1668 году появился богатырь весом в 160 тонн, который отзвонил более 30 лет. Уничтожил его очередной московский пожар 1701 года, при падении он раскололся на куски.
И в 1735 году, во времена правления Анны Иоанновны, эти осколки расплавились в горниле плавильной печи, чтобы превратиться в Царь-колокол, которым любуются наши современники.
Создание колокола
В 1730 году императрица Анна Иоанновна подписала указ об отливке Большого Успенского колокола в Москве. Чертежи отражали масштаб предприятия, от которого иностранные мастера со скепсисом отказались. Авторами отливки стали русские литейщики Иван Моторин с сыном Михаилом.
На площадке Кремля между Чудовым монастырем, дворцом и колокольней Ивана Великого вырыли для будущего Царь-колокола яму глубиной 10 метров с четырьмя печами для литья. Рядом предполагали возвести для него колокольню, соединив ее галереей со звонницей Ивана Великого для гашения вибраций при звоне. Перед началом работ был совершен молебен.
Мастеровых и работных было привлечено 83 человека. Кроме плавильщиков были кузнецы, каменщики, плотники, столяры, воловики, пильщики, многие из которых были не казенными с Пушечного двора, а наемными. Несмотря на достаточное количество исполнителей, создавали Царь-колокол четыре года. Связано это было с согласованием каждого шага с изготовившей чертежи колокола Артиллерийской конторой и курирующим отливку Сенатом в Петербурге, что подтверждается старинными отчетами в архивах.
В дополнение к осколкам предыдущего, в переплавку для 202-тонного великана пошли еще 600 разновеликих колоколов. Всего на сплав пошли 170, 7 тонн меди, 26,7 тонн олова, 2, 525 тонн серы, 72 кг золота и около 525 кг серебра. Остальную часть веса составили мышьяк, цинк и другие примеси.
За три месяца до этапа успешной отливки Иван Моторин умер, завершал работу сын Михаил. Плавка сплавов в печах длилась полтора суток, сама же отливка длилась чуть более часа. К слову, любознательные могут посмотреть киношедевр «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. В новелле «Колокол» со всем драматизмом подробно показано создание подобного гиганта.
Художественное оформление поверхности под руководством скульптора Федора Медведева проводилось все в той же яме. Для выполнения этого вида работ выписали формовальщиков и чеканщиков из Петербурга.
Повреждения
В 1737 году дочеканка изображений и шлифовка шли своим ходом, когда на День Святой Троицы от свечки по недосмотру случился печально известный Тройцкий пожар. В Москве тогда сгорело 10 000 дворов. Пылал и Кремль, в котором от огня плавились даже камни соборов.
По архивным данным в общих чертах установили, почему раскололся Царь-колокол, находившийся на глубине. Пламя добралось до навеса над ямой, с него на колокол стали падать загоревшиеся бревна. Печи разрушились, сгорела подъемная конструкция. Люди бросились заливать раскалившийся колокол водой. От перепада температур его купол внизу треснул, и от него откололся кусок весом в 11 тонн.
После такого масштабного пожара Москву пришлось отстраивать заново, казенные деньги направлялись на градостроительство, и Царь-колокол остался на литейной решетке в подземелье под деревянным помостом на целых 99 лет, получив прозвище «кремлевский отшельник».
Подъём
После Отечественной войны 1812 года с наполеоновской армией Москва оказалась вновь сожженной и разоренной. Император Николай I подписал план большой реконструкции столицы. Именно в тот период восстановления Красной площади и Кремля вернулись к идее поднять на поверхность Царь-колокол. Реализовать замысел удалось со второй попытки в 1836 году.
Поставить его решили на пьедестал уже рядом с колокольней Ивана Великого. Поскольку звук колокола не бывает чистым после спайки фрагментов, осколок решили не вставлять, сделав из штучного экземпляра памятник литейного искусства.
Параллельно с завершением чеканки незаконченных столетие назад деталей архитектор Иван Мироновский спроектировал мощное подъемное устройство, а надежный восьмиугольный гранитный пьедестал создал архитектор Огюст Монферран.
Способом перемещения бронзового великана к новому месту на Ивановской площади выбрали перевозку на катках из бревен. Данных от длине пути история не сохранила, но судя по картам Кремля, он составил несколько десятков метров.
Перед началом его подъема из ямы все собравшиеся совершили общий молебен. Предприятие было рискованным, толстые канаты лопались, гигантские подъемные вороты трещали. По описаниям, все 42 минуты подъема прошли в молчаливом нервном напряжении, под низкий вибрирующий гул колокола.
Колокол после революции и в наши дни: диагностика и реставрация
За всю историю России множество колоколов не единожды переливали в пушки. А после Октябрьской революции 1917 года неисчислимое количество церковных колоколов большевики посбрасывали со звонниц. В 30-х годах XX столетия началась индустриализация, колокола массово отправляли на переплавку.
Удивительно, но 202 тонны ценного металла, что составляют вес Царь-колокола в Москве, не повторили судьбу других. Возможно потому, что колокол к тому времени был всемирной достопримечательностью и одной из визиток советской Москвы.
Во период Великой Отечественной войны его наряду со всеми сооружениями Кремля перекрашивали для маскировки от воздушных налетов в черный цвет. Внутри разместили резервный узел связи. В таком виде Царь пробыл много десятилетий. Впервые его реставрация состоялась при подготовке к Олимпиаде-80. К началу проведения в Москве Олимпийских Игр он стараниями специалистов приобрел серебристый цвет с беловатым отливом и более четкие рельефы декора.
В 1986 году была сделана акустическая диагностика купола в связи с обнаружением 10 крупных трещин и множества мелких. Комплекс работ проводили Военная академия имени Ф. Э. Дзержинского и НИИ механики и прикладной математики Ростова-на-Дону.
В 2006 году укрепили основания и постамент. Мониторинг за состоянием памятника ведется на постоянной основе.
Интересные факты о Царь-колоколе
История нашего колосса располагает интересными фактами. Например, в 1888 году императорский поезд с августейшей семьей Александра III попал в крушение. В честь чудесного спасения вознамерились возвести Царь-колокольню в древнерусском стиле и подвесить на ней Царь-колокол, однако замысел реализован не был.
О том, что уже в XIX это произведение искусства имело высокую популярность у народа, говорит то, что в те времена выпускался шоколад «Виды Москвы» с его изображением на обертке, а также ванильный шоколад «Царь-колокол».
После Октябрьской революции во время гражданской войны генерал Деникин выпускал белогвардейские купюры достоинством 1000 рублей с изображением «Царь-колокола». Между собой народ называл такие купюры «колокольчиками».
У него никогда не было собственного языка. Тот, что лежит в каменной камере пьедестала и виден через специальную решетку, принадлежит другому колоколу. И тем не менее, в 2016 году сотрудники трех американских университетов смогли математически смоделировать его звучание. Ведь чистота гула зависит от толщины стенок, от соотношения в сплаве меди, олова и серебра, которые поддаются замерам. Низкий звук Царь-колокола сегодня можно послушать в интернете.
На территории России существуют и другие выделяющиеся размером предметы и вещи. К таковым относят Царь-книгу, Царь-пушку, Царь-монету, Царь-вазу и Царь-ванну.
Описание Царь-колокола
Из чего же сделан Царь-колокол и как выглядит? Начнем с основных характеристик.
- Создан – 1735 год;
- Официальное название – Большой Успенский колокол;
- Разработка чертежей – Артиллерийская контора в Санкт-Петербурге;
- Сплав бронзы – медь 84,51% (170,7 т), олово 13,31% (26,7 т), сера 1,25% (2,525 т), золото 0,036% (72 кг), серебро 0,26% (525,2 кг);
- Авторы отлива – отец и сын Моторины;
- Художественное литье декора – скульптор Федор Медведев;
- Декор – стиль барокко, школы «Bouchardon» и «Coysevox»;
- Высота Царь-колокола – 6, 4 метра;
- Диаметр у подножия – 6, 6 метра;
- Общий вес — 201 тонны 924 кг;
- Вес осколка – 11, 5 тонн;
- Длина языка внутри постамента – 5 метров;
- Поврежден во время пожара – 1737 год;
- Поставлен на постамент – 1836 год.
Поверхность покрыта искусными барельефами. Фризы с растительным орнаментом, изображения в полный рост царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны, картуши с частично сохранившимися надписями. Выше расположены изображения Богоматери, Спасителя, Иоанна Предтечи и апостола Петра.
В завершии установлена медная держава с позолоченным греческим крестом. Местами чеканка явно не завершена, что не нарушает красоты всего творения. Даже на любительских фото четко фиксируются мелкие детали тонкой работы.
На постаменте прикреплена мраморная доска с указанием даты отливки и именем заказчицы — императрицы Анны Иоанновны.
Видеоэкскурсия к Царь-пушке и Царь-колоколу:
Как посмотреть Царь-колокол: режим работы и цена билета
Чтобы осмотреть данный шедевр, необходимо попасть на территорию Московского Кремля. Архитектурный ансамбль Кремля доступен для посетителей: в летний сезон c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00 часов, в зимний период с 1 октября по 14 мая с 10:00 до 17:00.
Выходной день музейного комплекса — четверг.
Для входа необходимо купить билет в кассах, которые расположены в Александровском саду рядом с Кутафьей башней. Чтобы не стоять в очереди, можно заранее купить билет на сайте Музея Московского Кремля. Из списка предложений следует выбрать «Билет на посещение ансамбля Соборной площади». В древности в Кремле была единая площадь, которую еще в 1329 году разделили на две части – Соборную и Ивановскую площади. Поэтому их границы друг с другом условны.
Стоимость такого билета без посещения временных выставок — 800 рублей, льготный — 500 рублей. В кассе также можно взять аудиогид, доплатив за услугу 400 рублей. Наличие такого билета дает возможность осмотреть Соборную площадь, Царь-пушку, Царь-колокол, Тайницкий сад. Также вы можете побывать внутри Успенского, Благовещенского и Архангельского соборов и в церкви Ризоположения. При желании побывать внутри других музейных объектов, вам нужно выбрать соответствующий вид билета с указанием на нем локаций посещения.
Где находится Царь-колокол в Москве и как добраться
Памятник находится в самом сердце страны — на Ивановской площади Московского Кремля, рядом с колокольней Ивана Великого.
Удобнее всего добраться до Кремля на метро, выйдя на станциях «Александровский сад» либо «Библиотека имени Ленина», которая нынче носит название Российской Государственной библиотеки. Выходите с любой из этих станций по указателям «Александровский сад». Слева от выхода находятся кассы. Кутафья башня, через которую входят на территорию Московского Кремля, расположена рядом с кассовыми павильонами.
Пройдя по Троицкому мосту, не сворачивая идете мимо Кремлевского концертного зала до Сенатской площади, откуда нужно повернуть направо к колокольне Ивана Великого.
Вы можете воспользоваться также автобусными маршрутами. До остановок: «Библиотека Ленина» довозят №№ Е10, М1, М2, М3, М6, М7, «Александровский сад» – №№ М5, 158, «Манежная площадь» №№ К, М1, М2, М3, М27, 144, 243, «Боровицкая площадь» №№ Е10, М1, М6, М9, Н11 (ночной).
Координаты для приезжающих на машине – 55.751462, 37.618790. Платная подземная парковка в ТЦ «Охотный ряд» на Манежной площади.
Схема проезда: