Интересные места в Москве

Большой театр в Москве

Большой театр в Москве

Здание Большого театра расположено недалеко от Кремля и узнаваемо не только жителями нашей страны, но и за ее пределами. Здесь дирижировал сам Сергей Рахманинов, многие спектакли балетмейстеров Мариуса Петипа и Юрия Григоровича вошли в Золотой фонд отечественного искусства, мировые звезды считали за честь исполнить партии на сцене Большого. В разное время на сцене выступали Хосе Каррерас, Сара Брайтман, Пласидо Доминго.

Прославили Большой театр также архитектурное исполнение здания и интерьеры. Такой сплав формы и содержания десятилетиями обеспечивает ему строчку в Топе-10 лучших театров планеты. Расскажем, кто построил Большой театр, как посетить этот храм искусств и что непременно нужно там посмотреть.

История

Многие задаются вопросом, сколько лет Большому театру в Москве. Это проистекает из обстоятельства, что за 248 лет существования он несколько раз менял облик, название и местоположение. Московский Публичный, Петровский, Императорский, Государственный академический Большой театр. Давайте с вами разберемся в перипетиях его эпох.

Петровский театр — театр Меддокса

История создания Большого театра в Москве уходит корнями в XVIII век.

Еще при Петре I в России стала развиваться театральная культура. Известны крепостные труппы частных усадеб. А первый публичный театр в Москве по указу Петра выстроили у Никольских ворот в 1702 году. Затем появились и другие — Большой Оперный дом, Головинский театр.

Петровский театр. Масленичная неделя, литография 1831 года по акварели 1780го художника Франческо Кампорези, 1780-1831 гг.
Петровский театр. Масленичная неделя, литография 1831 года по акварели художника Франческо Кампорези, 1780-1831 гг.

До 1776 года привилегию от государей на устройство московских публичных зрелищ имели итальянцы. В репертуаре преобладали водевили и буффонада. 28 марта 1776 года данная привилегия за подписью Екатерины II перешла к князю Урусову, эта дата считается моментом зарождения будущего Большого театра. Хотя здание еще не было построено, антрепренеры и компаньоны князь Урусов и английский механик Майкл Меддокс дают представления в доме заядлого театрала графа Воронцова на Знаменке, в деревянной пристройке без комфорта и украшений. Этот Московский публичный театр с объединением актеров разных трупп является предтечей Большого.

В феврале 1780 года пристройка сгорает, князь от дальнейших планов на театр отказывается. В декабре того же года Меддокс, которого горожане называли Михаилом Егоровичем, достраивает каменное здание на нынешнем месте, на Театральной площади. Фасадом оно выходило на улицу Петровку, от которой театр и получил название Петровский.

Архитектор Розберг по заказу Мэддокса возвел трехэтажное кирпичное здание без особых изысков, но большой вместимости, на 1500 зрителей, и с удобствами внутри. Три яруса лож представляли собой отдельную комнату каждая, партер с подъемным полом, маскарадная зала «Ротунда» были по тем временам новационными. Было применено много видов машинерии — механизмов, которые обеспечивали смену декораций на сцене. Уже тогда из-за самого вместительного в России зрительного зала начало приживаться название «большой», правда, со строчной буквы.

Сам Мэддокс считается первым в мире создателем художественного совета, определявшего репертуарную политику, в театре была обширная библиотека. Были поставлены «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Недоросль» Фонвизина. В это время блистали певцы Петр Булахов и чета Сандуновых.

Мэддокс превратил свое детище в популярное место, и оставался на разных руководящих ролях вплоть до 1802 года. После его ухода на пансион, заведение передали на содержание князю Волконскому. Оказалось,  ненадолго, ибо по неосторожности гардеробмейстера, готовившего костюмы к представлению в костюмерной, театр в 1805 году сгорел подчистую.

Петровский театр в Москве, архитектор Розберг (Первое здание Большого театра), акварель В. Сенькова, 1781-1786 гг.
Петровский театр в Москве, архитектор Розберг (Первое здание Большого театра), акварель В. Сенькова, 1781-1786 гг.

Пожары и перестройки театра

Театры в ту пору горели довольно часто, артистам «погорелого театра» приходилось скитаться по временным подмосткам. Когда крупный пожар уничтожил Петровский театр, труппа арендовала помещение в знаменитом доме Пашкова. В 1806 году труппа перешла на казенное содержание под начало Императорских театров. По указу Александра I в 1807 году было построено новое здание у Арбатских ворот, где на постоянной основе выступали труппы сгоревшего Петровского театра и французская.

Карл Росси возвел его в виде античного храма, но из дерева. Он сгорел во время нашествия Наполеона в 1812 году. В 1819 году в конкурсе на строительство нового здания на Петровке победил проект зодчего Андрея Михайлова, но из-за дороговизны работы перепоручили архитектору Осипу Бове. В 1825 году театральное сооружение из оштукатуренного кирпича в стиле ампир, с размерами больше предыдущих, было торжественно открыто под названием Большой Петровский театр. В нем вмещались уже 2000 зрителей.

Вид Петровского театра, литография А.Г. Афанасьева, 1823 г.
Вид Петровского театра, литография А.Г. Афанасьева, 1823 г.

На портике впервые появилась алебастровая колесница Аполлона в упряжке с тремя конями. Интерьер отличали богатство убранства и улучшенная машинерия. В нем все большее место занимали опера и балет. На сцене звучали произведения Россини, Керубини, Глинки, Даргомыжского. Написанная в тот период для театра опера Верстовского «Аскольдова могила» поныне стоит в его репертуаре. Тот период прославили танцор Адам Глушковский, первая в стране женщина-балетмейстер Гюллень-Сор.

И вновь беда Москвы – пожар, уничтожил здание в 1853 году дотла. На восстановление театра был объявлен конкурс, в котором выиграл архитектор Альберт Кавос. Зодчий сберег первоначальные идеи храма искусств Осипа Бове, он оставил прежнюю колоннаду, устоявшие наружные стены и даже использовал частично сохранившийся фундамент с пятирядными деревянными сваями, укрепив его из-за проблем с просадкой.

Пожар Императорского Моск. Большого театра, 11-го марта 1853 года, с изображением как Василий Гаврилов Марин спасает человека, художник и литограф Э. Лилье, 1853 г.
Пожар Императорского Моск. Большого театра, 11-го марта 1853 года, с изображением как Василий Гаврилов Марин спасает человека, художник и литограф Э. Лилье, 1853 г.

Кавос развернул фасад с Петровки на площадь, оформил сооружение с двумя фронтонами вместо одного, увеличив высоту на два метра, что позволило добавить в зрительном зале шестой ярус. Вместо разрушенной при пожаре алебастровой колесницы на фронтоне установили бронзовую. Внутреннее пространство театра также подверглось значительной перепланировке.

В 1856 году ко дню коронации Александра II театр получил название Императорского Большого, на открытии давали оперу Беллини «Пуритане». В таком исполнении здание на Театральной площади дошло до наших дней. Ему мы выделим особые главы.

Императорский Большой театр. Главный вид, аквареот А. Дюрана, 1838 г.
Императорский Большой театр. Главный вид, аквареот А. Дюрана, 1838 г.

После революции

После Октябрьской революции столица была возвращена в Москву. Величественное здание Большого театра стали использовать под съезды Советов и конгрессы Коминтерна.  Между тем, шли дебаты, что высокий жанр рабоче-крестьянской публике не столь уж нужен, а Ленин и вовсе настаивал на сносе. Однако победило мнение, что театр должен стать воспитательной базой нового зрителя. Значимую роль в его спасении сыграли Луначарский, Калинин и тогда еще нарком по делам национальностей Сталин.

За историю существования здания фундаменты из-за болотистого грунта и близости реки Неглинной укрепляли несколько раз: фундамент давал просадку и по стенам шли трещины. После принятия правительством большевиков решения о сохранении театра специальная комиссия признала состояние сооружения катастрофическим. В 1921 году провели противоаварийные работы по укреплению фундаментов и добавили репетиционных залов и гримерных. К тому времени театр уже назывался Государственным академическим Большим театром, получившим этот статус в 1918 году.

Читать еще:  Причалы в Москве для речных прогулок
Вид на Большой театр, фото неизвестного автора, 1928 г.
Вид на Большой театр, фото неизвестного автора, 1928 г.

В 1919 возобновились симфонические концерты. Уже тогда начал формироваться стиль масштабности и массовости сцен, новаторские эксперименты со свободной пластикой в театре не прижились. В это время блистали Иван Козловский, Сергей Лемешев, Федор Шаляпин, Леонид Собинов. 30 декабря 1922 года со сцены ГАБТ было провозглашено создание СССР.

В годы Великой Отечественной войны труппа эвакуировалась в Куйбышев, здание было замаскировано под обычный дом. И все же 22 октября 1941 года вестибюль разрушила 500-килограмовая авиабомба. К осени 1943 года все восстановили, и сезон открылся патриотической оперой «Иван Сусанин». Такое название в советский период носило произведение Глинки «Жизнь за царя». Эпоха отмечена именами танцовщиц Ольги Лепешинской, Галины Улановой, певиц Надеждой Обуховой, Марией Максаковой.

Площадь Свердлова. Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, фотография Б.В.Игнатовича, 1945 г.
Площадь Свердлова. Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, фотография Б.В.Игнатовича, 1945 г.

Оторванность от мирового искусства, и как следствие, стагнацию, преодолела «хрущевская оттепель». С 1960-х годов начинаются зарубежные гастроли и обменные гастроли с итальянским театром «Ла Скала», взяв на себя роль налаживания международной дипломатии. Художественное руководство начало формировать новую исполнительскую манеру, заключавшуюся в эмоциональном раскрепощении. Это время считают Золотым веком Большого театра.

Эпоха ознаменовалась плеядой звезд, вернувших театр в пространство мировой оперы и балета. Майя Плисецкая, Владимир Васильев и оперные певцы Зураб Соткилава, Галина Вишневская, Ирина Архипова, Елена Образцова, Владимир Атлантов стали эталоном исполнительского мастерства.

Московская конференция. Члены делегаций в Большом театре СССР за просмотром балета «Лебединое озеро» 24 октября 1943 г.
Московская конференция. Члены делегаций в Большом театре СССР за просмотром балета «Лебединое озеро» 24 октября 1943 г.

Реконструкция в наши дни

Отметим, что с 1894 по 1899 годы году из-за сгнивших деревянных свай времен Осипа Бове и зыбкого грунта в здании поэтапно проводились работы по подведению нового фундамента и частичной реконструкции. Театр ремонтировали еще несколько раз: в 1923, 1926, 1941, 1958 и 1975 годах, пока принцип соответствия театрам мирового уровня XXI века не потребовал кардинальных преобразований.

В 2002 году при подготовке к масштабной реставрации главного здания построили отдельный корпус под названием Новая сцена, куда на время масштабного обновления переехала труппа.

Новая сцена Большого театра
Новая сцена Большого театра

С 2005 по 2011 годы в историческом здании была проведена реконструкция всего объекта. Установили новые фундаменты, распределив на них 80% нагрузок через специальные опоры, увеличили арьерсцену – заднюю часть основной сцены для установки декораций, оснастив ее поворотным кругом, построили шесть подземных технических уровней и репетиционный зал.

Было применено множество новаций с современным технологическим оборудованием: сцена-трансформер с горизонтальной, наклонной и ступенчатой позициями является единственной в Европе. Для увеличения состава музыкантов расширили оркестровую яму. Оборудовали сценические трюмы с мощными гидравлическими установками.

Помимо модернизации были проведены реставрационные работы с условием использования старинных технологий. Акустика была испорчена в прошлом веке бетонированием пола при строительстве метро и панелями из фанеры, приводивших к частотному дисбалансу. Акустику зрительному залу вернули: стены вновь покрыли панелями из резонансной ели, а пол и потолок — из сосны. Гипсовые украшения поменяли на декор из липы и папье-маше, которые не разрушаются от вибраций музыки и аплодисментов. Даже обивка кресел имеет специальный состав, сохраняющий акустику.

Заново восстановили «золотой занавес» — гобелен из золотых и шелковых нитей. Прежний, созданный Михаилом Петровским по эскизам театрального художника Федоровского в 1955 году с атрибутикой Советов. Он был обновлен по эскизу художника Бахрина в 90-х годах прошлого века с гербом России. Однако к моменту реконструкции 2011 года занавес был признан сильно изношенным. Создать новое, но равное аутентичному Федоровскому полотну в 500 кв. метров, доверили мировому производителю декоративных тканей, итальянской фирме Rubelli. Внутри гобелена присутствует несколько слоев звукопоглощающей ткани. Сегодня на гобелене многократно вышито слово «Россия».

Золотой занавес Большого театра
Золотой занавес Большого театра

Возрождению первоначального облика подверглись интерьеры и знаменитая квадрига, венчающая портик здания.

На торжественном открытии Большого театра состоялась премьера оперы Глинки «Руслан и Людмила».

Архитектура исторического здания

Пастельно-песочное здание с идеальной симметрией, которое мы видим сегодня, построено в 1856 году. В 1853 году приступили к разборке обгоревших руин театра по проекту Осипа Бове, на это ушли полтора года, и за другие полтора года возвели новое строение по проекту Альберта Кавоса.

Архитектор Большого театра Альберт Кавос за свою жизнь построил здания разного назначения, среди которых московский и петербургский Почтамты, а также фасад дома Пашковых в Петербурге. Однако прославился он в первую очередь, как театральный зодчий. Мариинский театр в северной столице также его детище. Его так и называли — «реконструктор театров».

Портрет архитектора Альберта Кавоса, художник К.П. Брюллов, 1830-е гг.
Портрет архитектора Альберта Кавоса, художник К.П. Брюллов, 1830-е гг.

Будучи главным архитектором Конторы Императорских театров, Кавос принял участие в конкурсе на восстановление Большого и выиграл его. Он воздвиг грациозное здание также из оштукатуренного кирпича в стиле классицизма по подобию античных храмов. В XIX веке этот стиль называли классическим ренессансом. Гости столицы часто считают, сколько лошадей и колонн у Большого театра. Их четное количество, поскольку выбранный архитектурный язык предполагает идеальную симметрию.

Центральный рустованный фасад украшает портик с фронтоном над восемью коринфскими колоннами впереди и четырьмя сзади, над первым фронтоном высится второй по типу римского Пантеона. Фронтоны декорированы орнаментальным узором. На портике установлена бронзовая квадрига из четырех лошадей, которой управляет греческий покровитель искусств Аполлон. Такие квадриги использовали римляне во время триумфальных шествий. Создано данное изваяние высотой 6,5 метра по модели русского скульптора Петра Клодта.

По обе стороны от входа в Большой театр во встроенных нишах публику встречают скульптуры муз Эрато и Терпсихора. В наши дни для уличных трансляций спектаклей на фасаде установлен всепогодный экран.

Скульптура музы Терпсихора у входа в Большой театр
Скульптура музы Терпсихора у входа в Большой театр

Залы и сцены Большого театра

Описание Большого театра невозможно без рассказа о его залах и сценах. Их интерьеры представляют музейную ценность эпохи 1856 года и образцы современной инженерии.

Историческая сцена

Историческая сцена Большого театра
Это самое сердце театра на протяжении двух веков. Цвет роскоши – белая лепнина и малиновый бархат с позолотой, являет сплав византийского стиля с ренессансом. Когда-то дамы жаловались, что такой цвет затмевает их наряды, а ложи слишком глубокие для их демонстрации.

Сегодня дресс-код костюмов несколько демократичнее, однако шик и блеск зрительного зала остались прежними. Если смотреть схему зала Большого театра (историческую сцену), можно увидеть форму скрипки. Архитектор Кавос спроектировал зал так, чтобы потолок, пол и стены работали как дека скрипки: выверил кривизну стен, отделал стены панелями из кусочков резонансной ели, добившись великолепной акустики, при которой звук слышен в каждом уголке.

Сценический портал 20,5х17,8х23,5 метра позволяет ставить сложные эпические спектакли. Высота самого зала около 21 метров, потолочный плафон на тему «Аполлон и музы» расписан художником Титовым еще в XIX веке, с него спускается хрустальная люстра с 24 000 подвесками.

Читать еще:  Воробьевы горы

Партер и амфитеатр по периметру огибают бельэтаж и ложи с галереями в шесть ярусов. Парапеты балконов с позолоченной резьбой сделаны бочкообразно, для пышных туалетов и удобства ног. По центру бельэтажа расположена Императорская ложа под малиновым балдахином и с российским гербом образца 1856 года. Во время последней реставрации под поздней отделкой в ложе обнаружили атлас, штоф и бархат. По ним в специализированных мастерских изготовили подобные ткани.

Сегодня зал рассчитан на 1740 мест. Во время аншлагов театралы забивают галерку стоячими местами и наполняемость повышается.

Историческая сцена Большого театра
Историческая сцена Большого театра перед началом представления

Бетховенский зал

Бетховенский зал Большого театра
В прошлые века Бетховенским залом называлось Большое Императорское фойе. Современный концертно-репетиционный Бетховенский зал появился в 2011 году на подземном уровне в период реконструкции. Над ним находится фонтан Театральной площади.

Бетховенским зал назван в честь музыкального гения, чей бюст установлен на входе. Здесь всего 320 мест, поскольку он предназначен для концертов камерной музыки. Пространство имитирует античный театр, а задняя стена сцены повторяет фасад Петровского.

Главное (Белое фойе), Хоровой зал

Над входным холлом, этажом выше, расположилось самое большое фойе театра, которое называется Главным, а также Белым.Туда вы поднимитесь по мраморной парадной лестнице с балюстрадой. Здесь вас окружит фирменное сочетание белых стенных проемов с малиновым цветом ковровых дорожек. Полукруглые своды расписаны в технике гризайль, завершает картину белый рояль, на котором когда-то играл Сергей Прокофьев.

На уровне бельэтажа находится Хоровой зал с восстановленной клеевой живописью. До реконструкции он был репетиционным, а после нее стал пространством для музейной экспозиции. Интерьер создан по проекту театрального художника Валерия Левенталя. Здесь выставляются сценические костюмы, эскизы декораций, макеты спектаклей XIX–XXI веков, личные вещи актеров. Все это можно увидеть, придя на спектакль заранее.

Главное (Белое фойе) Большого театра
Главное (Белое фойе) Большого театра

Императорские фойе — Большое и Малое императорские фойе

Из Белого фойе во время прогулки зрители попадают в Малое Императорское. Это фойе называют также Круглым из-за сводчатой потолочной ротонды. Сочетание белого потолка с затянутыми алым шелком стенами представляет особую торжественность. Такие променуары предназначались для прогулок публики во время антрактов. А это помещение известно еще и своей уникальной акустикой, при которой слышен отраженный от стен шепот.

Малое Императорское Большого театра
Малое Императорское Большого театра

Отсюда можно перейти в Большое Императорское фойе во французском стиле, оно декорировано изображениями корон и монограммами монархов.

Из него был вход в императорскую ложу. В дни торжественных спектаклей фойе было уставлено вазами с живыми цветами, здесь же был устроен буфет, где сновала прислуга в раззолоченных ливреях. Императорским фойе назвали 14 мая 1896 года, в день возведения на престол Николая II. Вечером, после коронации, императорская чета слушала оперу Глинки «Жизнь за царя».

Большое Императорское фойе Большого театра
Большое Императорское фойе Большого театра

Репетиционный зал на месте «сарая для люстры»

Репетиционный зал на месте "сарая для люстры"
Большой театр обладает самым большим репетиционным балетным залом в мире. Его площадь 484 кв. метра. Он находится над ярусами зрительного зала, и как многое в театре, называется Большим. Акустические панели, расчерченная на отметки декораций сцена с укатом, оркестровая яма – здесь все лаконично подчинено рождению спектакля.

Одно из помещений рядом с репетиционным залом – люстровая камера для технических нужд. Ровно над потолочным расписанным плафоном в старину находился «ламповый сарайчик», в отверстие которого в центре плафона поднимали люстру наверх, чтобы зажечь перед представлением масляные лампы, или в антракте поправить коптящие фитили. Сегодня хрустальную люстру весом 2300 кг моют, опуская вниз, а театр сохранил историческое название помещения наверху.

Новая сцена

Новая сцена Большого театра
Новая сцена Большого театра располагается в 150 метрах через дорогу от главного здания. Ее построили в 2002 году, выдержав классический архитектурный стиль. Дом в два раза меньше Исторической сцены, а интерьеры с панорамными окнами выполнены в сдержанных терракотово-зеленых тонах, что придает ему флер аристократичности. Пространства заполнены спиральными лестницами, мозаикой и множеством люстр.

Особой гордостью Новой сцены является потолочная роспись авторства Зураба Церетели по эскизам сценографа серебряного века Леона Бакста: хоровод персонажей дягилевских «Русских сезонов». На Новой сцене идут постановки классического и современного репертуара, гастроли других театров, здесь также проходит фестиваль «Золотая маска».

Камерная сцена

Камерная сцена Большого театра
Эта сцена находится на улице Никольской, 17/1, в эклектичном здании, где когда-то был знаменитый ресторан «Славянский базар». Театральная сцена носит имя оперного режиссера и педагога Бориса Покровского. Именно по его просьбе Сергей Прокофьев сочинил бессмертный «Вальс Наташи Ростовой».

Покровский поставил на сцене Большого театра свыше 40 спектаклей, а в 1972 году основал Московский Камерный Музыкальный театр. В 2018 году состоялось объединение с Большим театром.

Здесь действительно все соответствует камерности. Небольшой зал имеет всего 204 посадочных места, интерьер выдержан в синих тонах, со старыми афишами и фотографиями на стенах. В этом пространстве идут одноактные постановки Покровского и экспериментальные спектакли.

К 2025 году театр реконструируют, увеличив зрительный зал на несколько десятков мест и построив репетиционное помещение для хора.

Краткое описание театра в цифрах, датах, лицах

  • Дата основания Большого театра – 26 марта 1776 года;
  • Архитектурный стиль Большого театра – классицизм;
  • Количество сцен – 4;
  • Размеры Исторической сцены — 20,5х17,8х23,5 метра;
  • Выпущено спектаклей – более 800;
  • Специалистов разных профессий – более 3000;
  • Гендиректор, выдающийся дирижер Валерий Гергиев – с 2023 года.

Названия:

Название Год присвоения Архитектор
Московский Публичный театр до 1780
Петровский театр Мэддокса 1780 Христиан Розберг
Императорский театр у Арбатских ворот 1805 Карл Росси
Большой Петровский театр 1825 Осип Бове
Императорский Большой театр 1855 Альберт Кавос
Статус Государственного академического Большого театра 1918

Вместимость:

Зал Кол-во мест
Историческая сцена 1720
Новая сцена 928
Бетховенский зал 320
Камерный зал 204
Схема расположения залов Большого театра
Схема расположения залов Большого театра

Репертуар Большого театра

Театральный комплекс ГАБТ выпустил более 800 спектаклей. Такие, как «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Спартак», «Жизель», «Борис Годунов», «Лебединое озеро» и другие составили «Золотой фонд» русской оперы и балета.

Сегодня на подмостках проходят концерты с оркестром, спектакли для детей, летние выступления российских значимых театральных коллективов. В год на сценах показывают более 500 спектаклей. Среди них в репертуарной сетке есть как постановки для знатоков, так и для менее искушенных меломанов.

В нынешнем сезоне дают балеты «Анюта», «Дон Кихот», «Король», «Ромео и Джульетта», «Баядерка», оперы «Богема», «Паяцы», «Царская невеста», «Дон Жуан». Всего в репертуаре театра 40 балетов и 37 опер. В разные годы проходит от 9 до 12 премьер, что говорит о постоянном обновлении афиши.

Балет
Балет «Ромео и Джульетта» в Большом театре

Художественное руководство идет в направлении возврата на сцену проверенных временем русских опер и поддержания уровня симфонических традиций. Для этого оно приглашает перспективных хореографов, дирижеров, солистов, сценографов, вливая в коллектив свежую кровь.

Читать еще:  Измайловский Кремль в Москве

Музей Большого театра

Музей Большого театра не имеет отдельного здания. Это структурное подразделение, специалисты которого пополняют и сохраняют фонды, изучают их и организуют выставки коллекций в Хоровом и Музейном залах театра, в фойе Новой сцены, а также устраивают передвижные выставки в городах. Например, подобные экспозиции демонстрировались в Манеже Москвы и Музее Нового Иерусалима.

А фонды у музея богатейшие, они насчитывают более 200 000 раритетных единиц хранения. Из старейших материальных памятников сохранились пять костюмов XVIII века, которые были подарены горожанами после пожара 1853 года. Тогда в огне погибли нотная библиотека, музыкальные инструменты, декорации.

Выставка костюмов театра в Императорской фойе Большого театра
Выставка костюмов театра в Императорской фоей Большого театра

Сохранились чертежи архитектора Осипа Бове, макеты XIX века, множество фотографий. Еще в 1880 году в небольшом фотоателье под сценой снимали актеров сразу после спектаклей, в костюмах и гриме, благодаря этому музей располагает огромным архивом фотодокументов.

Музей был основан в 1918 году художником Большого театра Федором Федоровским. В 1923 году в бельэтаже исторического здания открылась первая выставка. На ней публика перед спектаклем и в антрактах от специалистов музея могла узнать интересные факты о Большом театре, корифеях сцены и композиторах.

Каждая из коллекций имеет свои особенности и свои уникальные экземпляры, аналогов которым нет в других театральных собраниях нашей страны. В конце XIX столетия декорации были уравнены по значимости с остальными компонентами постановок. Театр начал привлекать известных художников. В музее представлена коллекция эскизов декораций Васнецова, Коровина, Поленова, Кустодиева, Кончаловского. Значима также коллекция сценических костюмов Неждановой, Шаляпина, Максимовой, Васильева. В фондах особое место занимает полный сценический гардероб легендарного Собинова.

Дирижерские партитуры П.И. Чайковского
Дирижерские партитуры П.И. Чайковского. Опера «Черевички». Постановка в Большом театре в Москве под управлением П.И. Чайковского. Премьера: 19 января 1887 г. Дирижерская палочка П.И. Чайковского

Еще одна коллекция – личные вещи, среди которых дирижерские палочки Чайковского, записные книжки Глинки, и даже пианино с автографами Хачатуряна и Шостаковича. Собрания авторских рукописей, фотографий, живописи – всего музей располагает двадцатью двумя коллекциями. Это экспонаты, не только сохраненные Большим театром за всю его историю, но и преподнесенные дарителями.

Ознакомиться с экспозицией в здании театра могут зрители, пришедшие на спектакль, либо купившие экскурсию с гидом.

Видео о том, как устроен Большой театр в Москве:

Как попасть в Большой театр: билеты и цены

Несмотря на бытующее представление о заоблачной стоимости билетов, театралы могут попасть в театр и по демократичной цене. Разброс цен исторически был в Большом театре значительным. Так, еще в XIX веке место в ложе стоило по тем деньгам 10 рублей, а стоячие места на галерее за балконом (так называемый раек) 10 копеек. Расскажем, сколько это стоит сегодня.

Билеты и цены

Своя ценовая политика разработана для каждой сцены театра. Самые дорогие билеты продаются на спектакли Исторической сцены. Хотя бы потому, что помимо самого спектакля здесь вы окунаетесь в двухсотлетнюю атмосферу легендарного театра. Первые ряды партера стоят от 10 000 рублей. Сидячие места на верхних ярусах обойдутся в 400 рублей, а стоячие, чем зачастую пользуются студенты, – 100. Между этими ценами также большой выбор на любой кошелек: в амфитеатр, бенуар, на бельэтаж и балкон. Средней ценой является 1500 рублей.

Схема зала в Большом театре.
Схема зала в Большом театре.

Не сетуйте, если не можете себе финансово позволить партер. Вспомните, что «императорская ложа» находится не в нем, а в центре бельэтажа. Именно оттуда хорошо обозревается вся сцена с декорациями и рисунком мизансцен.

Билеты на представления Новой сцены и в Бетховенском зале находятся в диапазоне от 500 до 5000 рублей, на Камерной сцене – от 250 до 3000 рублей.

Помимо этого, театр проводит продажу билетов по специальным программам, с которыми можно ознакомиться на его сайте. Стоимость таких билетов от 200 до 1100 рублей.

Билет по специальной программе в Большой театр
Билет по специальной программе в Большой театр

Где купить, кассы, режим работы

Билеты на постановки ГАБТ можно приобрести как в кассах театра, так и на официальном сайте. Их продажа открывается за два месяца до даты спектакля. Приобретая билет на стороне, вы рискуете получить подделку.

Кассы имеются в зданиях каждой сцены и работают по единому расписанию: ежедневно с 11:00 до 20:00. В дни утренних представлений кассы Исторической и Новой сцен начинают работу в 10:00 часов. В одни руки можно купить на определенный спектакль не более двух билетов.

Очередь в кассу Большого театра
Очередь в кассу Большого театра

Кассы расположены в зданиях по адресам:

  • Административный корпус — Театральная площадь, 2.
  • Историческая сцена — Театральная площадь, 1, подъезд №12.
  • Новая сцена — Большая Дмитровка, 4/2.
  • Камерная сцена — Никольская, 17/1.
  • ГУМ — первая линия первого этажа.

Заказать билет онлайн можно на сайте театра через личный кабинет на странице «Визит в театр». Для борьбы с перекупщиками администрация ввела правило оплаты билета самим владельцем банковской карты. Оплачивайте сразу, поскольку неоплаченный заказ через 20 минут автоматически аннулируется.

После оплаты онлайн нужно распечатать билет на бумаге формата А4 (при покупке в кассах билет распечатывается билетным кассиром), его не потребуется обменивать на обычный. Проход на контроле в зрительный зал по сохраненному электронному билету на вашем устройстве не осуществляется. Не забудьте захватить с собой паспорт.

Чтобы приобрести на сайте билет также своим знакомым, читайте подробную инструкцию в том же разделе на официальном сайте, такая возможность существует через именные сертификаты.

Экскурсии

Если вы хотите попасть в закулисье театра, близко увидеть работу костюмеров, реквизиторов и художников, услышать рассказ об истории Большого от гида с квалификацией искусствоведа, отправляйтесь на экскурсию в составе сборной группы до 15 человек.

Закулисье Большого театра
Закулисье Большого театра

Путешествие по театру проходит днем, когда нет зрителей и идет подготовка к вечернему спектаклю. Время может меняться в зависимости от внутреннего распорядка театра. Чаще всего это в 11:00 и в 15:00 часов. У вас есть шанс понаблюдать из первых рядов партера за репетиционным процессом на Исторической сцене и сделать эксклюзивные фотографии.

Где находится Большой театр и как добраться

Сцены Большого театра расположены по разным адресам:

  • Историческая – Театральная площадь, 1;
  • Новая сцена – ул. Большая Дмитровка, стр. 2;
  • Камерная сцена – ул. Никольская, 17/1;
  • Бетховенский зал – Театральная площадь, подъезд №13.

Все эти площадки находятся недалеко друг от друга, поэтому озвучим один вариант, как добираться на разных видах транспорта.

Ближайшие станции метро рядом с Большим театром – «Театральная» и «Охотный ряд». Выход из метрополитена по указателям «Театральная площадь» или «К Большому театру». Чуть дальше, но в шаговой доступности, находятся станции «Кузнецкий мост», «Площадь Революции» и «Лубянка».

Наземного транспорта останавливается в окрестностях также немало, до остановки «Театральная площадь» можно добраться автобусами и маршрутными такси №№ М1, М2, М3, Н2, (ночной), Е10, Н15 (ночной), Е30, М9, М40, 101, 144, 904.

Если решили отправиться на автомобиле, подъехать можно с улиц Петровка, Тверская и Моховая. Автопарковки платные.

Охраняемая стоянка расположена по адресу Вознесенский переулок, 7 в отеле «Courtyard Moscow City Center». На площади у Большого театра по обе стороны от фасада главного здания находится муниципальная стоянка.

Учитывайте, что автопарковки крайне востребованы, а потому придется поискать место. Чтобы не испортить свой театральный вечер суетой, приезжайте заранее.

Схема проезда:

Отзывы