Царицыно в Москве
На юге столицы на 400 гектарах холмистого рельефа раскинулся исторический пейзажный парк, где среди деревьев расположились дворцовые постройки. Это место – Государственный музей-заповедник «Царицыно», бывший когда-то усадьбой царствующей династии. Будучи в XVIII-XIX столетиях резиденцией за городом, сегодня она расположена в черте Москвы и ее центральные ворота находятся всего в двух шагах от одноименной станции метро — «Царицыно» по адресу улица Дольская, 1.
Расскажем, почему Царицыно так называется, о личных дворцах монарших персон, павильонах, прудах и инженерных сооружениях того времени, о тех, кто жил в Царицыне и его окрестностях. С 2024 года билет для входа на территорию кроме посещения музеев и мероприятий не нужен, и мы ознакомим, где погулять и куда сходить в Царицыне.
Архитектурный ансамбль
В готическом архитектурном стиле Царицыно желала видеть Екатерина II. Василий Баженов учел, что строить предстояло на возвышенности, а потому ему виделся проект сходства с Московским Кремлем на Боровицком холме. В своем проекте Василий Баженов нашел свой язык: соединил сразу несколько стилей — древнерусский, московское барокко, классицизм и готику, образно назвав это «нежной готикой», а специалисты именуют «готическим рококо».
Фасады всех строений в этом театрально-декорационном граде состоят из красного кирпича с отделкой белым известковым камнем из каменоломни села Хорошево (этот природный известковый материал так и называется – хорошевский).Такое сочетание красного с белым называется белокаменным «готическим» узорочьем.
Каждое здание имеет собственный облик при едином цветовом решении, органично вписываясь в природный ландшафт. Найденные при раскопах осколки поливной черепицы подтверждают, что кровли построек Баженова были керамическими и имели золотистый оттенок.
На территории дворцово-паркового комплекса с рельефом оврагов возведено множество ворот, мостов и арок. При воплощении замысла архитектор проявил себя как талантливый стилизатор, умеющий мастерски соединять архитектурные каноны разных эпох, опираясь на пейзажный подход.
Перечислим, что посмотреть в Царицыно за один день из сооружений дворцового ансамбля.
Большой дворец
Композиционное средоточие ансамбля, этот красно-белый дворец с восемью шатровыми башнями похож на замок. Он единственный построен Матвеем Казаковым в 1796 году. Архитектор возвел его на месте трех разобранных павильонов Василия Баженова. Казаков был признанным мастером стиля классицизма, поэтому в здании просматривается соединение готики с классикой. Дворец не довлеет над остальными сооружениями, он сосуществует на равных с остальными постройками.
Центром является галерея, соединившая два крыла – покои императрицы и цесаревича Павла. Оформление фасада – это отсутствие лепнины и ритмика стрельчатых окон.
В интерьерах дворца сегодня расположилась основная музейная экспозиция. Пафосные Екатерининский и Таврический залы воспроизведены в стиле XVIII века: позолота, мрамор, паркет из ценных пород дерева, парадные портреты, бюсты, мужское и женское платье, посудные сервизы. Эта часть выставки знакомит с историей создания усадьбы.
Зал «Царицынские древности» представляет посетителям обнаруженные при раскопках археологические находки. Во дворце есть интерактивные залы для детей, где экспонаты можно трогать. У входа во дворец в 2007 году установлены две скульптуры – архитекторов Василия Баженова и Матвея Казакова авторства Баранова и Полехина.
Большой мост через овраг
Мост, строительство которого закончили к 1784 году, называют также Готическим. Инженерное сооружение имеет длину 80 метров и является самым крупным из сохранившихся того периода. С его помощью планировалось соединить дворцовую часть с будущим Конюшенным двором для выезда по нему карет.
Казалось бы, всего лишь мост над сухим оврагом, но Баженов сумел превратить его в художественное произведение с отсылом к тысячелетним древнеримским акведукам (акедюкам). Пытливый взгляд легко отыщет в образе выглядящего воздушным моста имитацию порталов готических соборов, а знатоки масонства увидят на полукруглых арках солнечные лучи Всевидящего Ока и скрещенные мечи в квадратах.
Фигурный мост
Это одно из самых ранних творений Баженова в Царицыно, к тому же не перестраивавшееся во время реконструкции. Возведен мост к 1778 году как парадный въезд по принципу виадука между двумя кручами и проводит параллель въезда в Кремль или средневековый город.
В постройке по-прежнему использовано красно-белое решение, он обильно декорирован резными карнизами, фигурными колонками и пирамидками. Прорези в башнях во времена Екатерины украшались растениями. Парапет венчают элементы «ласточкиного хвоста», который известен всем по оформлению стен Московского Кремля.
В основании моста прорезана широкая арка, служившая вторым парадным въездом в усадьбу. Сегодня через нее по главной аллее попадают к дворцовому комплексу.
Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
Первый храм был возведен деревянным в 1680-м году при Голицыне. В 1722 году типичный для сел каменный однокупольный храм в стиле барокко на этом месте поставил Дмитрий Кантемир, а в 1765 году его перестроил сын Матвей. Архитектор Баженов не стал трогать культовое сооружение, а просто вписал его в общий план дворцово-паркового ансамбля.
В 1880-х годах храм перестроили вновь для дачников-прихожан, увеличив в высоту колокольню и пристроив придел. От тех времен сохранились росписи и лепнина.
Интерес храм представляет из-за редкого посвящения иконе Божьей Матери «Живоносный Источник», а также тем, что в годы Великой Отечественной войны недалеко от него жила блаженная старица Матрона Московская.
Кавалерские корпуса
Три одноэтажных корпуса, стоящие полукругом, называются Кавалерскими и предположительно предназначались для сопровождавших императрицу в поездках придворных и старшей обслуги. До паспортизации 1947 года они носили название «дом неизвестной», «малый домик» и «дом для официантов».
Каждый из корпусов имеет в плане свою форму: первый — Г-образную, второй – восьмигранную с витражами в окнах, третий – прямоугольника с ротондой, из которой по свидетельствам Екатерина любовалась фейерверками. Кавалерские корпуса ниже основных зданий ансамбля, они создавали реалистичную панораму разномасштабного сказочного города.
За оптимальное количество помещений в несколько комнат во времена дачного бума в конце XIX века здания были популярны у состоятельной публики для летнего отдыха. Из знаменитых дачников и их гостей называют Достоевского, Тютчева, Чехова и Бунина.
В послереволюционный период в корпусах разместились различные госучреждения. А второй корпус едва и вовсе не отдали под баню. С 1995 года в Первом корпусе находится администрация комплекса, Второй Кавалерский корпус отведен под художественную коллекцию старинных интерьеров. Постоянная экспозиция «Дачное Царицыно» представлена в Третьем корпусе. Она наполнена личными вещами, окружавшими жизнь дачников: фотографии, дневники, граммофоны, шахматы, музыкальные инструменты, мебель и многое другое.
Хлебный дом (Кухонный корпус)
Есть на территории Царицыно двухэтажный массивный корпус с изображением каравая и солонки на фасаде, с вензелем над ними «Х» и «С». Хлеб да соль – известное пожелание, которое разместил Баженов на «Кухонном корпусе». Архитектор не успел его закончить, достроил в 1788 году Казаков.
Здесь должны были размещаться кухни, ледник и хозяйственные службы. Чтобы он не выбивался из общей картины, Баженов спланировал его в виде старинного замка с внутренним двором для привоза провизии и дров. Среди челяди употреблялось название «Хлебный корпус», да так и закрепилось.
Двор во время реконструкции 2007 года превратили в атриум, где сегодня дают концерты и проходят театральные показы. В самом здании выставлены предметы декоративно-прикладного искусства советских мастеров и коллекция глиняных народных игрушек XIX-XX веков разных народов территории России.
Арка-галерея
Большой дворец и Хлебный дом зрительно соединены галереей с высокими стрельчатыми прорезями, возведенной Баженовым в 1785 году. Сооружение имеет декоративное значение. По ней не планировали доставлять блюда во Дворец, ее окончания упираются в глухие стены.
По верху галереи также нельзя прогуляться, ибо она не имеет крыши. В центре ее расположена высокая арка в обрамлении двух остроугольных граненых башенок, арка украшена фигурными шипами по всей дуге. Через нее попадают на площадь перед дворцом.
Малый (Полуциркульный) дворец и холм-пирамида
Этот дворец появился у Верхнецарицынского пруда на вершине пологого холма, с которого императрица под сенью беседки принимала парады на лугу и даже подписывала указы. Его форма подсказала Баженову полукруглый тип здания для кабинетных дел и отдыха хозяйки Царицыно в окружении близких. На фасаде изображен вензель Екатерины II с буквой «Е» с расходящимися лучами.
Площадь у дворца всего 200 кв. метров, поэтому таковым его можно назвать только за нарядность декора с белоснежным парапетом, множеством высоких окон в таком же белом обрамлении. Построен был Баженовым, как и большинство сооружений резиденции, в 1785 году. Именно в нем располагался в XIX веке Кофейный дом купца Лекена.
Дошел до нас в руинированном виде, пока не был заново восстановлен в 1995 году. С той поры в Овальном зале, полном солнечного света, выставляются коллекции стекла, фарфора и керамики.
Средний дворец (Оперный дом)
Недалеко от Малого дворца, на том же пруду, к 1785 году Баженов возвел Средний дворец, через два века получивший название Оперного дома. В нем должны были проходить приватные приемы, балы и спектакли. Внешне здание сравнивают с резным ларцом, так близко в ряд в нем расположены многочисленные фигурные окна, а также ажурная аркада на крыше.
В сооружении, особенно внутри, наглядно просматривается готический стиль, каскадные люстры подчеркивают это впечатление, а стрельчатый свод потолка обеспечивает отличную акустику.
Это одно из красивейших зданий ансамбля отреставрировали одних из первых. После готовности в нем разместили экспозицию предметов искусства XVIII века из Останкинского дворца: подлинные антики I – III веков и копии XIX века. В такой атмосфере проходят концерты классической музыки.
Фигурные (Виноградные) ворота
Парковую часть от дворцовой отделяют Фигурные ворота. Они выполнены Баженовым в 1778 году в мавританском стиле. Основательные опоры венчают подобия гигантских ваз. Это своеобразная метафора триумфальных ворот. Через них проходит аллея «Березовая перспектива».
Сами ворота прозвали Виноградными из-за узора в виде свисающей с проема резной виноградной лозы из белого камня.
Оранжерейный мост и Оранжереи
Баженов устроил в усадьбе несколько мостов, они как бы направляют посетителя к определенным сооружениям. А в XIX веке ученик Баженова и Казакова, ландшафтный архитектор Иван Еготов построил Оранжерейный мост, имевший хозяйственное назначение, он вел от Хлебного дома к оранжереям и плодовым садам. Зодчий постарался выполнить его в баженовских традициях, хотя и скромно декорированным.
Оранжерейное хозяйство состояло из трех вытянутых каменных зданий и парников. В них выращивались экзотические растения. К середине XIX века Царицыно стало основным поставщиком фруктово-ягодной продукции в Москву, принося хозяйству доход. Эта практика прервалась, когда оранжереи обветшали, и место заняли дачи. Однако в 2008 году по архивным чертежам оранжереи удалось восстановить и по сохранившимся описям составить коллекцию растений середины XVIII века. Сегодня здесь проводят мастер-классы и экскурсии.
Нереализованные и утраченные постройки Баженова
В проекте Баженова было гораздо больше зданий, чем представлено нам сегодня. Раскопки в Царицыно открыли фундаменты некоторых строений, они экспонируются под открытым небом по примеру античных руин в Италии и Греции. Так, у Фигурного моста обнаружены остатки крестообразного и шестиугольного домиков. Из-за отсутствия печей, специалисты сделали вывод, что они были летними.
Некоторые постройки были разобраны в 1790-е годы по указанию архитектора Казакова для реализации обновленного проекта. Под уничтожение попали корпуса Большой Кавалерский для свиты и Камер-юнфарский для служанок, та же участь постигла Управительский дом смотрителя усадьбы.
Но были в проекте Баженова два творения, так и оставшиеся в чертежах.
Башня с часами под названием Фарос по замыслу должна была стать самой высокой постройкой Царицына, подобно легендарному Александрийскому маяку на острове Фарос. Трехъярусная башня с высоким шпилем планировалась на высоком холме, чтобы была видна за много верст.
Не был построен и Конюшенный корпус для лошадей и карет, к которому тянулся Большой мост. По плану он должен был быть самым протяженным и зрительно замыкать весь ансамбль в дальней части.
Царицынский пейзажный парк
Парк Царицыно в Москве начал формироваться задолго до появления резиденции. Приступая в 1775 году к проекту, Баженов включил в него «геометрический сад» из симметричных дорожек с подстриженными кустами перед дворцом, оформленный прежними владельцами Кантемирами.
В остальном архитектор ориентировался на пожелание императрицы иметь английский парк, по канонам которого форму деревьев искусственно не меняют, а постройки не доминируют над природой. Такой живописности способствовал холмистый рельеф. Баженов поработал даже над палитрой лесного массива: высаженные сосны и березы оттенялись дубами и липами.
Незадолго до отлучения Баженова от строительства усадьбы Екатерина II выписала для ландшафтных работ английских садовников Рида и Мурно. Садовые мастера проложили в рощах многочисленные извилистые дорожки и удалили плодовые деревья, но по настоянию Баженова сохранили геометрический сад партерной части.
Парковый декор установили уже при архитекторе Иване Еготове в 1800-х годах. На памятных местах, связанных с присутствием государыни, появились каменные павильоны и беседки, скульптуры и гроты с пасторальными названиями.
Со временем парк зарос, исторические сооружения руинировались. Коротко расскажем о тех, которые во время реконструкции 2000-х годов были восстановлены.
Башня-руина
Эта башня изначально была построена Еготовым в стиле руины сообразно пришедшей с запада моде. За основу был взят набросок путешествовавшего по Италии безымянного художника.
Имитация полуразрушенной стены средневекового замка из дикого неотесанного камня с крутой лестницей по гребню и оборонительной башней завершалась беседкой, которая в настоящее время отсутствует. Из-за непростого спуска по ступеням башня получила название «Чертова лестница».
У посетителей это одно из излюбленных мест для фотографий. К тому же на вершине подъема обустроена смотровая площадка, а лестницу оборудовали перилами.
Беседка «Храм Цереры» и гротесковые мостики
И вновь, гуляя по территории, вы не раз пересечете арочные мостики, отсылающие к мостам Северной Италии и Франции. Это три однопролетных виадука через овражки. Отделка нарочито неровно обработанным камнем называется гротеском, отсюда и пошло название — гротесковые. Их установил в 1805 году архитектор Иван Еготов, органично вписав в ландшафт дворцово-паркового ансамбля. Рядом архитектор построил два павильона.
По мостику можно спустится к беседке «Храм Цереры», представляющую небольшую ротонду с восемью ионическими колоннами. Считается, что Еготов построил ее в 1805 году на месте отдыха Екатерины II во время усадебного праздника сенокоса, и в память об этом установил в храме статую Цереры с позолоченным снопом – древнеримской богини плодородия. В период дачной эпохи конца XIX века скульптура исчезла. В настоящее время там стоит копия в исполнении скульптора Александра Бурганова.
Павильон «Нерастанкино» и арка-руина
Желтый павильон с белыми дорическими колоннами, портиком и куполом выполнен Еготовым в классическом стиле. Сквозной проход через короткую галерею образует зал с боковыми эркерами. Изначально эркеры украшали статуи, сегодня в них установлены вазоны. В зале стояла садовая мебель для отдыха гуляющих, можно было сидеть и подолгу любоваться пейзажем. Отсюда произошло название – Нерастанкино.
Литераторы прозвали павильон храмом меланхолии, поскольку с возвышенности открывается панорама на крохотный насыпной остров Верхнецарицынского пруда с аркой «Русалкины ворота».
«Русалкины ворота» – искусственная руина авторства Еготова. Она соединяла берега разделенного протокой островка. Под аркой любили проплывать романтические пары, а по поверью в полночь на берег острова выходили русалки. От павильона «Нерастанкино» зрители наблюдали за представлениями, в которых арка зачастую служила декорацией.
Павильон «Миловида»
В гуще парка расположен еще один павильон в стиле классицизма. Он называется «Миловида» и будто перекликается с Нерастанкино: желтый цвет, белые колонны, вазоны, сквозная галерея с высокой аркой. Фасад украшен статуями и медальонами. По краям расположены четыре помещения для отдыхающих. В конце XIX века их использовали под чайные комнаты. Здесь не преминут рассказать, что в этом павильоне пила как-то чай великая княгиня Мария Александровна.
Название не случайно, ведь для возведения «Миловиды» Еготов выбрал возвышенность, с которой открывался один из лучших видов на искусственный остров посреди Верхнецарицынского пруда.
Пруды
Описание музейного комплекса будет неполным, если не упомянуть самые старые в Москве искусственные водоемы, появившиеся еще в XVII веке. Ни одна богатая усадьба той эпохи не обходилась без них. Из прудов брали воду для полива цветов и фруктов в оранжереях, а также разводили рыбу самых разных видов: от щук до осетров.
Всего здесь каскад из трех прудов с плотинами: Верхний, площадью 14 га, Средний, 5 га и Нижний 51, 1 га. Их глубина от 1,5 до 2,5 метров.
Еще Кантемиры, будучи владельцами, организовали на прудах искусственные острова для гнездования уток. Самый большой соорудили в виде подковы на Среднем пруду. Императрица во время инспектирования стройки не прочь была покататься по воде на лодке в сопровождении Потемкина. Постепенно пруд зарос и был расчищен заново начальником московских дворцов Петром Валуевым в 1804 году.
Как когда-то в старину, нынче по прудам можно прокатиться на лодке, есть также катамараны. Работают три пристани. Остров Подкова сохранился, во время реконструкции на нем установили поющий фонтан из 800 струй и можно посмотреть светомузыкальное шоу.
История
В Царицыне много лет ведутся археологические раскопки, дающие богатый материал не только для исторической науки, но и для экспозиций. В музее-заповеднике сохранились больше половины сооружений архитектора Баженова, на карте усадьбы их двадцать два. Несмотря на претензии многих на компиляцию, отреставрированы они с подробной точностью по сохранившимся чертежам, описям и архивным фото.
Доцарицынский период
Там, где находится Царицыно, люди жили еще в конце бронзового века, то есть в III тысячелетии до н.э. Здесь также сохранился древнейший на территории Московской области оборонительный ров одного из селищ, датируемый VIII веком до н.э. Археологические изыскания показали, что в XI–XIII веках местность была обжита племенами вятичей, о чем свидетельствуют многочисленные курганы. Древний погребальный курган находится также на земле самой усадьбы. Найденные в нем ритуальные украшения и бытовые предметы хранятся в музейном фонде музея Царицыно.
До XVI столетия в этих местах было несколько пустошей, в том числе Черногрязская — первое название будущей усадьбы Царицыно. В XVI веке здесь было поместье рода Годуновых, переименованное в Богородское после строительства первой церкви. Однако в Смутное время оно сгорело и было вновь прозвано Черной грязью. В XVII столетии вотчина принадлежала сначала боярам Стрешневым, а затем князьям Голицыным, которые затеяли строительство дома, разбили рощу и сад. За поддержку царевны Софьи при Петре I род Голицыных впал в немилость, и в 1710 году царь Петр одарил владением соратника, молдавского князя Дмитрия Кантемира, о котором напоминает построенная им и сохранившаяся до нашего времени церковь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Его наследники высадили плодовые сады и обустроили оранжерею.
Период Екатерины II
История места под нынешним названием Царицыно в Москве начинается с 1775 года. В тот год Екатерина II побывала в первопрестольной, и облюбовала поместье Черная Грязь с каскадом прудов для резиденции. За 30 000 рублей она незамедлительно выкупила его у потомков Кантемира, и действительный статский советник, придворный архитектор Василий Баженов по ее повелению приступил к созданию проекта дворцово-паркового ансамбля Царицыно в любимом ею готическом стиле. Полученные в Италии и Франции знания в области архитектуры он в полной мере применил при возведении комплекса.
Дворцово-парковый ансамбль не предназначался для длительного пребывания царских особ, императрица наезжала из Петербурга нечасто, назначение ему отвели, как увеселительному, в итоге в резиденции никто из монархов никогда не жил.
Строительство началось в 1776 году и продолжалось 10 лет. Однако в 1786 году императрице почти достроенный дворец не угодил «теснотой» помещений, она отстранила Баженова и назначила перестраивать усадьбу бывшего на пике карьеры архитектора Матвея Казакова. Тот снес прежний дворец и выстроил новый, получивший название Большого. К тому времени Екатерина II уже охладела к резиденции, а вскоре и вовсе покинула этот мир. Работы полностью остановились.
XIX век – время забвения
В 1803 году император Александр I активно открывал общественные парки для гуляний и конных прогулок благородной публики. Коснулись эти веяния и Царицыно. Авторитетному ландшафтному архитектору, директору архитектурной школы Кремля Ивану Еготову было поручено обустройство усадебного парка. Он построил павильоны из камня, кофейный дом и гостиницу.
В 1812 году в имении расположились французские солдаты, ничего в Царицыне не разграбившие. После их бегства хрустящие французские булки выпекались здесь еще 150 лет. Архитектор Казаков при новости о сгоревшей Москве умер от сердечного приступа. Болеть душой за Царицыно больше было некому.
К середине XIX века наступило время, когда традиция дворян иметь загородную дачу перешла в бум у разных сословий. К 1860 году дворцовые сооружения и участки земли усадьбы сдавались в аренду, и XX век Царицыно встретило дачным поселком творческой интеллигенции.
XX – XXI века. От руин к возрождению
После Октябрьской революции Царицыно переименовали в Ленино, а конфискованные дачи – в коммуналки. В каменные корпуса заехали государственные организации. Расселили коммуналки в конце 1960-х, сделав территорию Царицыно заповедником. Но период истории коммуналок для Царицыно не прошел бесследно, ибо многие здания представляли собой руины с проросшими сквозь них деревьями.
С 1987 по 1995 год провели частичную реставрацию исторических зданий, во время которой в 1991 году вернули прежнее название, а в 1992 году дали статус Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно».
В 2001-2004 годах активно обсуждался музейный вариант консервации усадьбы без реставрации под названием «Московский Колизей». Идея заключалась в том, чтобы сохранить руины по типу знаменитых исторических развалин мира: Помпеи, Микены, Рим, Карфаген, Афины и другие. Однако перевесил вариант восстановления усадьбы в ее первоначальном виде.
В 2005 году начали полную реконструкцию всего дворцового комплекса. Официально открыли его 2 сентября 2007 года, в день города Москвы, пополнив карту столицы достопримечательностями музея-заповедника Царицыно.
Краткая история Царицыно в датах и интересные факты
Обозначим основные сведения об усадьбе коротким списком.
- Переименование села Черная Грязь в Царицыно – 1775 год;
- Год основания резиденции «Царицыно» – 1776;
- Архитекторы Царицыно – Василий Баженов (1776-1786 годы), Матвей Казаков (1786 -1796 годы);
- Обустройство архитектором Иваном Еготовым пейзажной части парка павильонами и арками – 1804 -1805 годы;
- Площадь парка – 400 гектаров;
- Основные сооружения – 22;
- Историко-художественный краеведческий музей в Третьем Кавалерском корпусе – 1927-1937 годы;
- Получение статуса памятника садово-паркового искусства – 1979 год;
- Масштабная реставрация – 1987-1995 годы;
- Присвоение комплексу названия Государственного музея-заповедника – 1992 год;
- Полная реконструкция парка и дворцового ансамбля с открытием светомузыкального фонтана – 2005-2007 годы;
- Постоянная музейная экспозиция – с 2009 года.
Для понимания исторических перипетий из интересных фактов стоит озвучить версию появления множества масонских знаков на сооружениях. Архитектор Баженов был знаком с членами масонской ложи. Приступая к проектированию дворцово-паркового ансамбля, он озадачился языческим присутствием могильных курганов вятичей и легендой о проклятии места.
Тогда масоны якобы и посоветовали архитектору разместить на постройках защитные масонские знаки. Гуляя по усадьбе, такие символы можно увидеть на фасадах зданий и на мостах. К слову, сам Баженов вступил в ложу в 1784 году, и отстранение его в 1785 году от работ в Царицыно злые языки связывали с тем, что масоны считали: императором должен быть Павел.
Видео про императорскую усадьбу Царицыно: