Интересные места в Москве

Сталинская высотка на Котельнической набережной

Жилой дом на Котельнической набережной

На набережной у слияния Москва-реки и Яузы стоит грандиозный сталинский дом из гранита и мрамора, со шпилями и скульптурами, со множеством мемориальных досок знаменитых жильцов и с видом из окон на центр столицы. Да, этот дом не является местом какого-нибудь ведомства, он построен как жилой.

Это целый микро-город с кинотеатром, магазинами, банком и салонами красоты. Такой застройкой видел всю Страну Советов Иосиф Сталин, поручив специалистам градостроительный проект высоток, ставшими впоследствии называться сталинскими. Мы расскажем историю этого дома, объясним, как в нем побывать и что в нем можно увидеть.

История

Высотный дом на Котельнической набережной, фото неизвестного автора, 1961 г.
Высотный дом на Котельнической набережной, фото неизвестного автора, 1961 г.

Как любая набережная в Москве имеет в названии старинные корни, так и Котельническая взяла свое наименование от исторической слободы, в которой в XVI-XVII веках жили ремесленники, изготавливавшие котлы и предметы из олова и меди. Еще в первой половине XX столетия здесь плотно стояли избы с проживавшим в них многочисленным людом.

Однако эпоха индустриализации 30-х годов прошлого века, масштабных строек, монументализма в искусстве и соревнования с Западом потребовала продемонстрировать миру триумфальность Москвы и молодого советского государства. Было задумано построить в столице восемь зданий, по количеству столетий Москвы, поражающих воображение этажностью и архитектурой. Стройку высотки в Зарядье остановили на стадии фундамента  после смерти вождя народов. В 1967 году на этом фундаменте построили гостиницу «Россия». В итоге по единой концепции было возведено семь небоскребов, носящих название «Семь сестер»: МГУ на Воробьевых горах, МИД, гостиницы «Украина» и «Ленинградская», жилые дома на Кудринской площади и у Красных Ворот, но первым сдали в эксплуатацию в 1952 году дом на Котельнической набережной, сразу украсившем город.

Сталинские сестры, инфографика

История жилого дома на Котельнической набережной в Москве от этапа проектирования до наших дней – это отражение периодов нашей страны XX-XXI веков. И вы в этом сами убедитесь.

Проект

Мегапроект строительства сооружений в дворцовом стиле задумали в начале 1930-х годов, однако политическая и предвоенная ситуации не дали приступить к воплощению замысла. Дом на Котельнической заложили в 1938 году, возвели боковой корпус, но вернулись к строительству уже после Великой Отечественной войны, в 1947-м, значительно доработав проект. 7 сентября того года одновременно заложили все семь высоток, произошло это в день празднования 800-летия Москвы. У каждого здания был свой архитектор. В отличие от культовых лаконичных небоскребов в Нью-Йорке ставилась задача возвести монументальные архитектурно-художественные сооружения.

Дом на Котельнической проектировали архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский. Они работали согласно общей идее всех сооружений проекта: многоярусное здание по принципу ступенчатых пирамид с мотивами башен кремлевских теремов, шпили, богатый имперский декор фасадов. Но, конечно, главным архитектором числился Сталин.

Макет жилого дома на Котельнической набережной
Макет жилого дома на Котельнической набережной

В многоэтажном корпусе располагались 32 этажа, из которых 26 отводились под квартиры, а остальные помещения на верхних ярусах предназначались под технические. Для малоэтажной Москвы это начинание было амбициозным.

Для технических решений потребовалось создать отечественные башенные краны, разработать технологии каркасного строительства и жесткости конструкции, прочные марки бетона, что дало толчок развитию строительной отрасли.

Читать еще:  Останкинская телебашня: режим работы, билеты и экскурсии в 2024 году

В проект изначально заложили наличие магазинов, прачечной, собственного кинотеатра, детского сада и прочей инфраструктуры. По сути Чечулин создал прообраз современных автономных экосистем цокольных этажей в жилых комплексах.

Внутри интерьеры должны были соответствовать статусу здания: лепнина в вестибюлях, люстры из хрусталя, светильники из бронзы, кафель, мозаика, а из оснащения — центральное отопление, водопровод с горячей водой, канализация, кондиционирование и мусоропровод. Правда, из-за начинки техническими коммуникациями верхних ярусов дома квартиры этих этажей получили неудобную планировку. Тем не менее дерзким архитекторам удалось создать высотку, остающуюся и поныне одним из самых примечательных зданий Москвы, имеющую высокую стоимость жилья и ставшую объектом культурного наследия.

Высотное здание на Котельнической набережной. Лестничная клетка, прессфото фотохроники ТАСС, 1951 г.
Лестничная клетка, прессфото фотохроники ТАСС, 1951 г.

Строительство

Выбрал место и курировал строительство сам Лаврентий Берия. Контролировал темпы возведения дома лично Иосиф Сталин. Для воплощения проекта понадобилось снести несколько прилегающих переулков. На площадке кроме специалистов использовали труд лагерных заключенных численностью около полутора тысяч человек и немецких военнопленных, вследствие чего до сих пор в истории сталинки курсирует масса неподтвержденных слухов. Так, считается, что моделями для монументальных статуй и барельефов скульптору Михаилу Бабурину послужили натурщики из заключенных.

Скульптурная группа жилого дома на Котельнической набережной
Скульптурная группа на фасаде дома

Особую сложность в эксперименте для архитекторов Чечулина и Ростковского в связке с инженером-конструктором Гохманом составляло устройство котлована, ведь столица стоит над размывами древних рек, и грунт представляет собой плывуны. Поэтому возвели массивный, широкий коробчатый железобетонный фундамент. Еще на стадии подготовки специально построили заводы железобетонных изделий в Кучине и Люберцах, Лихоборский строительный завод и предприятие по выпуску керамического камня в Кудинове.

При строительстве были апробированы технологии, ранее в стране не применявшиеся. Успешно была воплощена идея каркасного строительства, при которой надземные стальные элементы сваривались или соединялись клепкой, выстраиваясь в виде кристаллической решетки. Перекрытия из железобетонных плит размером 25 квадратных метров были монолитными.

Облегчить вес здания помогло инженерное решение применить при устройстве перегородок пустотелые керамические блоки.

Была отработана также технология изготовления скульптур с облицовкой литым камнем и их установка на фасадах. Также использовалась технология производства интерьерных художественных деталей из прессованной бумажной массы с последующим покрытием бронзой.

Строительство высотного жилого дома на Котельнической набережной, фотография В. Егорова, 1950 г.
Строительство высотного жилого дома на Котельнической набережной, фотография В. Егорова, 1950 г.

Закончили высотку в 1952 году, о чем свидетельствует цифра над аркой ворот. Но до сих пор даже официальные источники не знают, сколько квартир в нем было изначально. Называются цифры 700, 800. Дело в том, что из-за засекреченных агентов-жильцов нумерации квартир изначально не было, все держалось в тайне. А в постперестроечное время и вовсе из-за приобретения жилья состоятельными людьми квартиры бесконечно объединяли, и методика подсчета у ведомственных служб разная.

Заселение

Элитная сталинская высотка на Котельнической набережной в Москве стала заполняться новоселами в 1953 году. Процесс утверждения списков под руководством Берии был долгим. Высокопоставленные сотрудники министерств, НКВД, представители научной и творческой интеллигенции въезжали в одинаково меблированные квартиры, в которых из-за мест прослушки запрещено было что-либо переставлять и привносить свое.

Квартиры к моменту заселения были полностью обставлены. Паркет, хрустальные люстры, лепнина, окна с механизмами открывания, импортную сантехнику, белоснежные кухонные гарнитуры дополняли центральные коммунальные удобства и консьержки в каждом подъезде. Для обитателей коммуналок Москвы они были чем-то из разряда фантастики. До конца своих дней в высотке по праву жил и ее создатель Дмитрий Чечулин.

Читать еще:  Экологическая тропа на Воробьевых горах
Высотное здание на Котельнической набережной. Интерьер квартиры, прессфото фотохроники ТАСС, 1951 г.
Интерьер квартиры сталинской высотки, прессфото фотохроники ТАСС, 1951 г.

Современность

Сегодня московский городской пейзаж невозможно представить без головокружительной высоты дома на Котельнической набережной, которым лучше всего любоваться во время прогулок на речном трамвайчике по Москва-реке. Здание, как достопримечательность, входит в обзорные автобусные п пешеходные маршруты.

После компании приватизации и постепенного ухода из жизни звездных жильцов, владельцами многих квартир оказалась новая элита. Жилплощадь стала перестраиваться, укрупняться в размерах за счет соединения квартир, многое подверглось перепланировке. Несмотря на разнообразие престижных предложений на рынке жилья в новых элитных комплексах, находятся ценители советской эпохи, готовые на морально устаревшие удобства, а некоторые предпочитают даже не менять винтажную обстановку.

Внутренняя отделка жилого дома на Котельнической набережной
Внутренняя отделка

Кинотеатр «Иллюзион», расположенный со стороны Яузской улицы в левом боковом корпусе ВК, по-прежнему работает, как и в старые добрые времена. Кроме того, это единственный в столице аутентичный кинотеатр-музей с показом картин Госфильмофонда.

В 2004 году на 6-м этаже дома открылась для посетителей мемориальная квартира №185 всемирно известной балерины XX столетия Галины Улановой. В этом музее все осталось, как было при ее жизни: антикварная мебель, балетный реквизит, театральные афиши.

Высотка, сохранившая снаружи и внутри дух СССР, облюбована кинематографистами. Многие знают, что это высотный дом, где снимали эпизоды фильма «Москва слезам не верит». Но помимо этого он запечатлен в кинолентах «Покровские ворота», «Бригада», «Брат-2», «Любовь», «Стиляги».

Кадр из киноленты "Брат-2" с погоней по Котельнической набережной на фоне высотного жилого дома
Кадр из киноленты «Брат-2» с погоней по Котельнической набережной на фоне высотного жилого дома

Архитектура и описание высотки

Для начала сжато дадим описание высотки в основных цифрах и датах:

  • Год постройки – 1952;
  • Год заселения – 1953;
  • Высота – 176 метров;
  • Этажей – 32;
  • Жилых этажей в центральном корпусе – 26;
  • Этажей в боковых корпусах – от 8 до 10;
  • Общая площадь двухкомнатной квартиры – 70 метров, трехкомнатной – около 100 метров;
  • Количество четырехкомнатных квартир – 13;
  • Высота потолков в квартирах – 3,5 метров;
  • Первоначальное количество квартир во всех корпусах – 700;
  • Архитекторы — Дмитрий Чечулин, Андрей Ростковский;
  • Инженерные решения — Леонид Гохман;
  • Переименование кинотеатра «Знамя» в «Иллюзион» — 1966 год.

Архитектура высотного здания со ступенчатым силуэтом на Котельнической набережной выполнена в стиле сталинского ампира, характеризующегося синтезом итальянского ренессанса, готики, барокко и классицизма. В плане здание выглядит трехлучевым, в виде вытянутой в ширину буквы М, – это центральный корпус и два дополнительных.

Облицовка цоколя выполнена из розового гранита, остальной фасад обложен керамическими блоками. Декоративное убранство фасада представлено скульптурными группами, барельефами, фигурными парапетами, а шпиль на нем завершает герб.

Сталинские сестры, инфографика
Шпиль жилого дома на Котельнической набережной

В вестибюлях сохранилась былая роскошь в виде лепнины, светильников из бронзы, плафонных росписей, мраморной облицовки и мозаики.

Кто из знаменитостей жил в высотке

Жилой дом на Котельнической набережной

Чтобы узнать, кто проживал в знаменитом доме, можно самостоятельно пройти вдоль него и прочитать многочисленные памятные таблички на стенах. Перед вами пройдет череда академиков, дипломатов, литераторов, актеров. Здесь протекала частная жизнь известных людей, анекдотические и драматические сюжеты о которых передают из уст в уста и сегодня.

Об одной только язвительно искрометной легендарной Фаине Раневской вам расскажут десятки остроумных бытовых сцен. Соседями по дому в разное время были правнучка революционерки Софья Перовская, дрессировщица львов Ирина Бугримова, актрисы Марина Ладынина, Клара Лучко и Лидия Смирнова, Михаил Жаров и Нонна Мордюкова, поэты Александр Твардовский и Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский, певица Людмила Зыкина, писатели Константин Паустовский и Василий Аксенов, режиссеры Наталья Сац и Юрий Любимов. До своей недавней кончины здесь много лет жили бард Вилли Токарев и актер Александр Ширвиндт. Таким скоплением знаменитостей не может похвастать ни один жилой дом в стране.

Читать еще:  Смотровая площадка PANORAMA360 в Москва-Сити

Поскольку квартиры сегодня в доме продаются и сдаются, сложно сказать, кто живет в высотке Котельнической набережной в настоящий период. Многие представители истеблишмента предпочитают не озвучивать наличие квартиры по данному адресу. Из публичных личностей достоверно известны владельцы жилья Дмитрий Нагиев и Ефим Шифрин. Мобильные в передвижениях блогеры и айтишники любят снимать в нем жилье в аренду.

Квартира жилого дома на Котельнической набережной
Квартира жилого дома на Котельнической набережной

Мифы и легенды сталинского небоскреба

Как каждая из «семи сестер» архитектурного проекта, эта высотка окутана  ореолом былей и небылиц. Из достоверного назовем хранящийся в Музее ГУЛАГа наличник двери, на котором заключенный Иван Астахов оставил памятную надпись о работе на строительстве здания. А в квартире Аксенова якобы было выцарапано на стекле «Строили зэки». Сам же писатель является автором то ли вымысла, то ли предположения, что в одной из квартир было устроено общежитие сталинского Генштаба. Поговаривают и о тоннелях в сторону Кремля.

Рассказывают, что где-то в стене замурован ненавидимый этими зэками прораб. Что один из натурщиков при позировании скульптору едва не был расстрелян за то, что от недоедания и измождения выронил из вытянутых рук знамя.

Но самой красивой можно признать легенду о двух заключенных, подобно Икару попытавшихся улететь на фанерных крыльях. Закончилось это предприятие гибелью или успехом всегда зависит от рассказчика.

Видео с рассказами обитателей, как живётся в высотке на Котельнической набережной:

Как попасть внутрь

Предупреждаем: здешние консьержки слывут самыми бдительными. А потому попасть сюда для прогулки по жилой части здания не представляется возможным.

Самый доступный вариант легального посещения – это приход в мемориальную квартиру выдающейся балерины Галины Улановой. Из окон этого музея, что расположен на 6-м этаже, открывается панорама со знаковыми достопримечательностями центра Москвы.

Если же вы хотите сделать фотографии с 22-го этажа, станьте участником проекта «Культ крыш». Название говорит само за себя, а организаторы имеют на этом этаже квартиру-лекторий, где проводят тематические мероприятия, включая завтраки и сами лекции.

Если же вы хотите погрузиться во внутреннюю жизнь высотного мини-города с головой, просто снимите в нем квартиру.

Холл жилого дома на Котельнической набережной
Холл высотки

Адрес и как добраться

Сталинский дом на Котельнической набережной числится под номером 1/15.

Ближайшее метро — станция «Таганская». Выходите на Садовое кольцо, далее пешком по Гончарному проезду 15 минут до набережной.

Можно доехать наземным транспортом от других станций метро. От «Боровицкой», «Кропоткинской» и «Павелецкой» ходит автобус № 6, от «Китай-Города» и «Лубянки» — троллейбус № 63 и маршрутка № 316м. Разные варианты остановок – «Кинотеатр «Иллюзион», «Швивая горка», «Котельническая набережная».

На автомобиле вам нужно двигаться по Садовому кольцу через Таганский тоннель, далее через Гончарный проезд свернуть на Котельническую набережную. На ее протяжении расположено несколько круглосуточных парковок.

Схема проезда:

Отзывы