Дом Пашкова в Москве
Дворец не просто взобрался на пьедестал высокого цоколя и Ваганьковского холма, он парит над дорогой, не перекрытый ни одной постройкой. Визитной карточкой города он стал сразу после завершения строительства, а позже москвичи за необычайную гармонию и музейные сокровища называли его не иначе, как Акрополь.
По сути, это рассказ о том, как, не обладая выдающимися талантами и не будучи меценатом, человек увековечил свое имя на карте Москвы. А чтобы понять, отчего Дом Пашкова смотрит чуть свысока через улицу Моховую на Кремль, нужно всмотреться в место возведения и архитектуру этого творения. Приглашаем вас на виртуальную прогулку к знаменитому дому на Ваганьковском холме, чтобы вместе всмотреться в памятник архитектуры восемнадцатого века.
История дома Пашкова в Москве
Ваганьковский холм, второе название которого Моховая горка, – один из семи холмов, на которых стоит Москва. Считают, что первые постройки появились на Ваганьковской вершине еще в долетописном язычестве, на ней также погребали усопших, приносили жертвы и устраивали игрища. Для очищения от злых духов со временем здесь появились церкви, а с середины XV века строились загородные княжеские резиденции. Эта местность за рекой Неглинкой носила название будто из современного фэнтези – Занеглименье.
Вот в таком противоречивом месте отставной капитан-поручик армии Елизаветы Петровны Петр Пашков и принялся скупать владения с ветхими строениями, чтобы построить себе дворец напротив Кремля на высшей точке Боровицкого холма.
Возникшее, как частная городская усадьба с заложенными идеями эпохи Просвещения, здание через 50 лет из родового гнезда превратилось на столетия в место для реального просвещения и является таковым и поныне.
Строительство усадьбы
Знаменит Петр Пашков был лишь тем, что, получив большое наследство деда, сделавшего карьеру при Петре I от денщика до губернатора, преумножил состояние, став водочным королем и скупщиком недвижимости. Он вполне мог позволить себе столь грандиозный финансовый проект.
В вопросе о том, кто построил Дом Пашкова, специалисты не единодушны: письменные свидетельства погибли при пожаре во время нашествия Наполеона. Неопровержимых свидетельств нет, однако по архитектурной манере искусствоведы предполагают, что авторство принадлежит архитектору Василию Баженову. Они опираются на факты его биографии и стилистические особенности проекта, как это делают исследователи во время экспертизы на авторство любых произведений искусства.
Для понимания мотивов строительства столь красивого сооружения вернемся к Петру Пашкову. Он был выходцем из дворянской среды, а занятия коммерцией в данном сословии не поощрялись. Петр Егорович быстро почувствовал на себе презрение своего круга. Был он человеком тщеславным, самолюбивым, а потому невиданным дворцом решил бросить вызов высшему обществу. Возможно, и Ваганьковский холм он выбрал для этой цели из дерзости.
Великий Баженов в ту пору тоже был в немилости, но у Екатерины Великой. Она только что забраковала его дарование при возведении усадебного ансамбля в Царицыно. В пику императрице художник с задетым самолюбием тайно принял заказ Пашкова.
Мало того, что автор проекта воздвиг в камне безупречное произведение искусства русского классицизма, он сделал парадный въездной фасад в противоположную от Кремля сторону, будто повернувшись к нему «спиной». К тому же поставил светское сооружение на высокий стилобат, дерзко приподняв его выше уровня Кремля, так что на него можно было смотреть сверху. Прежде это было прерогативой храмов.
Изящный при своей величине дворец архитектор Дома Пашкова в Москве зодчий Баженов закончил за два сезона, и в 1786 году семейство заказчика Пашкова въехало в заметный из всех окрестностей особняк дворцового типа, демонстрирующий образ жизни.
Дореволюционный период
Петр Пашков прожил в своем шедевре всего четыре года. Судебные тяжбы довели его до удара паралича и смерти в 1790 году. Многие десятилетия никто не жил в доме Пашкова. Два поколения наследников облюбовали фамильные дома неподалеку на Моховой.
Однако снаружи дом сохранялся практически в неизменном виде. Через 18 лет после разорения от наполеоновского нашествия разрушенные бельведер-ротонда и кровля были восстановлены. Правда, за счет городской казны.
В 1839 году владение было куплено городом для Московского университета, и до 1862 года в нем располагались дворянский институт, затем городская гимназия, еще позже разместили коллекцию бедствовавшего в Петербурге музея Румянцева. В Дом Пашкова из Северной Пальмиры приехали бесценные коллекции живописи, археологических древностей и нумизматики, подаренные канцлером Российской империи графом Румянцевым.
А в 1862 году по соседству с музейными залами в здании открылась публичная Румянцевская библиотека. В честь дарителя один из залов библиотеки называется Румянцевский зал. В дальнейшем фонд постоянно пополнялся дарами из частных книжных коллекций.
В 1915 году библиотека перестроила внутреннюю оболочку центрального корпуса и таким образом получила читальный зал на 300 мест. Проект реконструкции принадлежал мастеру московского модерна Н. Л. Шевякову. Император Николай I с семьей почтили открытие своим присутствием, передав в дар часть личной библиотеки и собрание произведений искусства.
Советское время и современность
После Октябрьской революции 1917 года коллекции многих частных библиотек были экспроприированы, экспонаты музея Румянцева отправлены в Исторический музей и Третьяковскую галерею, а на освободившиеся площади поступили на хранение конфискованные книги. В 1921 году на основе собрания этих книг была создана знаменитая Ленинская библиотека.
В 1941 году завершилось строительство главного библиотечного корпуса рядом на Воздвиженке. Дом Пашкова с отделом рукописей по-прежнему остался в структуре Ленинки. Во время Великой Отечественной войны он не прекращал обслуживание читателей.
В 30-е годы прошлого века принялись расширять улицу Моховую. Для этого сад перед ней вырубили, а чугунную ограду снесли. Мастер ландшафтной архитектуры В.И. Долганов возвел лестницу, ведущую к проезжей части. Герб Пашкова на здании заменили на серп и молот. Советская символика была демонтирована только в 80-х годах.
Переименованная в 1992 году Библиотека им. Ленина в Российскую Государственную библиотеку разместила в особняке дополнительно музыкальный и картографический отделы.
Сегодня читатели могут пользоваться факсимиле изданий. Сами оригиналы хранятся в строгих условиях в книгохранилище. Среди них бесценное собрание Евангелий XI-XIII веков и древнерусский житийный сборник.
Не все знают, что сейчас находится в доме Пашкова помимо книгохранилищ и читальных залов. Здание живет насыщенной жизнью. Кроме кадетских балов с вальсами и полькой знаменит на всю столицу ежегодный Пасхальный бал. Сюда также собираются на вернисажи и вечера классической музыки.
Архитектурные особенности и планировка дома
Архитектурный стиль дома Пашкова безупречно выдержан в стиле русского классицизма: трехчастная композиция с центральным корпусом, увенчанным ротондой-бельведером и флигелями по бокам. Особняк имеет два фасада – фронтальный и парадный. Портики, вертикальное членение колоннами, галереи – все пропорции рассчитаны по принципу золотого сечения. Скрытый конфликт с государыней архитектор смягчил реверансом в сторону Кремля: бельведер на крыше венчала статуя Миневры – богини мудрости, взирающей на Боровицкий холм.
Планировка дома Пашкова сверху выглядит, как буква П. Ее помпезная перекладина фронтального фасада обращена к Московскому Кремлю, а парадный вход с кованными въездными воротами образует приватный двор загородной усадьбы с конюшнями, манежем и хозяйственными постройками. Тем не менее ворота дома Пашкова во двор выполнены в виде триумфальной арки, подчеркивающей приоритет этого фасада.
У изящного, не перегруженного декора фронтального фасада вдоль Моховой — единый сюжет с лавровыми листьями. Даже две колонны заменены на скульптуры, придавая дворцу аристократический шик. Со стороны улицы Моховой завершал все это великолепие обрамленный узорной решеткой сад с фонтанами, экзотическими птицами в развешанных клетках и вольно гуляющими павлинами. Сад неизменно притягивал толпы зевак.
Дом Пашкова внутри
В отличие от наружного облика, который сохранился практически в первозданном виде, интерьеры дома неоднократно менялись в ходе перестроек и реставраций.
Но чугунная лестница каслинского литья в боковых двухэтажных флигелях подлинная. Подарок Александра II во время визита – огромная чаша из черной яшмы в коридоре – тоже. Скульптуры в доме Пашкова украшают наружные фасады. В интерьере их почти нет. Можно отметить только мраморную статую читающей девушки работы XIX века итальянского скульптора Пьетро Маньи на балконе и бронзовую Саломею 1902 года Екатерины Беклемишевой в коридоре.
Залы дома Пашкова – это читальные залы: Румянцевский зал отдела рукописей, а также залы нотно-музыкального и картографического отделов. Все они выдержаны в духе старой доброй классической библиотеки. С именными каталогами, картотеками, зеленым сукном на столах, с деревянными антресолями по дореволюционным обмерам.
В каждом отделе свои исторические ценности. Раритетный семейный шкаф Пушкиных – в отделе рукописей. Шеллаковые и виниловые грампластинки, магнитофонные ленты и старые ноты – в нотно-музыкальном, пожелтевшие атласы, карты и старые глобусы – в отделе картографии.
Торжественную доминанту интерьеров представляет Большой зал, его еще называют Бальным. Именно он приобрел свой нынешний вид в 1915 году и предназначен для статусных мероприятий – от церемоний вручения премий до балов. Лепнина в стиле ампир, колонны, галереи второго этажа, стилизованная под XIX столетие люстра, восстановленный наборный паркет. Как раз окна Бального зала смотрят на Кремль и его соборы.
Видео о доме Пашкова:
Владельцы дома в разные периоды
- 1786 – 1839 годы – дом принадлежал семейству Пашковых. До своей смерти в 1790 году им владел Петр Пашков, затем его унаследовал двоюродный брат Александр Пашков;
- 1839 год – выкуплен городской казной для Московского университета;
- с 1843 года — обосновалась мужская школа-интернат под названием Московский дворянский институт, куда принимали детей дворян;
- 1852 год – после открытия в Москве 2-го кадетского корпуса и сокращения учеников институт преобразован в 4-ю городскую гимназию;
- 1861 год – кадетский корпус решил проблемы с площадями, освободил помещения, и в Дом Пашкова из Петербурга переехала частная коллекция Румянцевского музея, включая библиотечное собрание. Сюда же переместилась часть книг Московского университета;
- 1921 год – на базе книжного фонда Румянцевского музея образована Публичная библиотека имени Ульянова-Ленина;
- 1924 год – переименовано в Государственную библиотеку СССР имени Ленина;
- 30-е годы – начало строительства главного корпуса Ленинской библиотеки и поэтапное перемещение книжного фонда. Функционирование отдела рукописей;
- 1992 год – отдел рукописей переименованной библиотеки имени Ленина в Российскую Государственную библиотеку (РГБ);
- 2009 год – дополнительно открылись отделы картографии и нот и звукозаписей РГБ.
Кратко о доме Пашкова одной строкой
- 1786 год – год постройки дома Пашкова;
- Проект приписывается архитектору Василию Баженову;
- Архитектурный стиль – русский классицизм;
- Количество этажей – 3;
- 4-ый ярус завершается ротондой на крыше;
- Площадь Большого зала — 450 квадратных метров. Площадь остальных помещений и балконов — 350 квадратных метров;
- 1812 год – здание сильно пострадалj при московском пожаре во время нашествия Наполеона;
- 1815 – 1818 годы – из-за особой градостроительной ценности проведено восстановление за казенный счет;
- 1915 год – главный зал дома реконструирован под читальный зал на 300 мест. Сегодня посетители видят его именно таким;
- 1917 год – в книжном фонде более миллиона единиц хранения;
- 1925 — 1927 годы — реставрация под руководством архитектора А. В. Щусева;
- 1988 – 2009 годы – реставрация с периодическим замораживанием работ и их возобновлением: была угроза проседания фундамента из-за проходящего рядом метрополитена;
- 17 марта 2023 года – торжественное открытие высокотехнологичного хранилища отдела рукописей. Сегодня в отделе 652,6 единиц хранения.
Интересные факты и легенды
Описание дома Пашкова не может быть полным без присущих ему тайн и загадок. Одно только упоминание, что в этом здании состоялся бал Сатаны в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», а с балюстрады крыши Воланд с Азазелло видели «всю Москву до краев», заставляют через призму произведения окинуть дворец. Даже сама первоначальная конфигурация основного зала на плане дома подходит лучше, как никакая, для церемониального действия Весеннего бала полнолуния.
Как знать, возможно, именно осмотр города с высоты бельведера прусским королем Фридрихом Вильгельмом III во время визита в 1818 году в Москву, подсказал Булгакову эту локацию при написании романа. Возможно, также именно наличие отдела рукописей в здании, где он часто бывал, явило Булгаковым на свет малопостижимое «Рукописи не горят».
Да и само место на Ваганьковском холме окутано тайнами. Это и языческое капище на этом месте в древности, и подземные ходы ко двору кровавых дел мастера Малюты Скуратова. И не имеющий аналогов в стране уникальный белокаменный колодец глубиной 15 метров и диаметром 6 метров с винтовой лестницей в толщу воды. Одни специалисты приписывают колодцу утилитарное значение: для снабжения водой стоящего на возвышении дворца и полива экзотического сада с помощью ходящего кругами ослика. Другие склоняются к версии, что назначение колодца – преградить водой секретные подвалы и каменные камеры, систему которых при раскопах назвали «черным ящиком». Конспирологи и вовсе считают, что попасть через колодец в таинственные пустоты можно, если узнать специальный камень в кладке, освобождающий дорогу.
По версиям, загадочную библиотеку Ивана Грозного следует искать как раз в подземельях дома Пашкова, но этому мешает заклятье Софьи Палеолог, владевшей в старину резиденцией на холме. Не обошлось и без собственного привидения. В здании обитает «библиотечный призрак», помогающий отыскать нужную редкую книгу. Можете попробовать, а коль не поможет, всегда успеете воспользоваться информацией аутентичнго каталога.
Как попасть внутрь и режим работы 2024
Внутрь можно пройти только при наличии читательского билета Российской Государственной библиотеки («Ленинки»), который выдают бесплатно в главном здании РГБ на улице Воздвиженка, 3/5. Либо заказать экскурсию.
График работы дома Пашкова:
- в понедельник, среду и пятницу отделы работают с 12:00 до 20:00;
- во вторник, четверг и субботу с 10:00 до 18:00 часов;
- выходной день – воскресенье;
- санитарный день – последний понедельник месяца.
Как добраться и пройти до дома Пашкова, где вход
Адрес дома Пашкова и где находится: Москва, улица Воздвиженка, дом 3/5, строение 1. Самый удобный вариант – доехать до станции метро «Боровицкая» и ориентироваться по указателю «Воздвиженка». От метро всего минута ходьбы до Дома Пашкова.
Если вы добираетесь наземным транспортом, вам нужна остановка «Библиотека им. Ленина». Пешком от нее 5 минут. Автобусы – М2 и М7.
На автомобиле из-за интенсивности движения на этом участке следует учитывать пробки. Парковки находятся у ЦУМа и на улицах вокруг Кремля.
Как попасть в сам дом Пашкова и где вход? Лестницы, примыкающие к фронтальному фасаду, несут декоративную функцию. Парадный вход располагается со стороны Староваганьковского переулка. Для этого дом нужно просто обогнуть и пройти через обширный двор прямо к центральной двери.
Официальный сайт: www.rsl.ru/ru/events/halls/dom-pashkova
Телефоны для справок: +7 (499) 557-04-70 доб. 20-49
Схема проезда: