Топ-12 самых известных памятников Москвы

Москва говорит с нами через самые известные памятники. У одних, горожане шепчут желания. У других назначают свидания. А у третьих поют песни. В столице больше 900 монументов, и почти половина связана с Великой Отечественной войной. Наиболее популярен Ленин — в советское время ему было поставлено более 200 памятников, сейчас сохранилось около 60.
Пушкин тоже не забыт. Ему установлено — 14 памятников. По шесть получили — Кутузов и Жуков. Четырежды напомнят о Баумане, Герцене и Ломоносове, а трижды — о Тимирязеве, Толстом и Фрунзе. Ещё есть около 1700 мемориальных досок. Большинство из них посвящено людям искусства и науки — поэтам, музыкантам, художникам, учёным.
1. Могила Неизвестного Солдата
Знаете, есть достопримечательности столицы, которые берут за душу с первой секунды. Могила Неизвестного Солдата в Александровском саду — именно такое место. Оно стало сердцем народной памяти и является одним из самых знаменитых памятников Москвы.
Открылся мемориал 8 мая 1967 года. Но история началась годом раньше. Осенью 1966-го строители под Зеленоградом копали котлован — и лопаты стукнули о что-то твердое.Это была братская могила. Именно в этом месте, зимой 1941-го шли самые жестокие бои за Москву.
Из этой могилы извлекли останки одного солдата. Выбирали очень тщательно — проверяли, чтобы форма сохранилась, чтобы ремень был на месте (это исключало дезертирство). Сам мемориал сделан из шокшинского кварцита. Для сравнения, из такого же камня сделан памятник Николаю I в Петербурге и даже надгробие Наполеона! Бронзовая каска с лавровой ветвью лежит на боевом знамени. История Вечного огня не менее интересная.
Факел специально привезли из Ленинграда, с Марсова поля. Получилась настоящая эстафета памяти — один город-герой передал другому священный огонь. Слова – «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен», принадлежат Сергею Михалкову. Они высечены на гранитной плите надгробья мемориального архитектурного ансамбля. Вместе с Сергеем Михалковым над надписью работали Константин Симонов. Сергей Смирнов и Сергей Наровчатов.
С 1997 года здесь стоит Пост № 1. Для военнослужащих стоять на этом посту считается большой честью. Слева от монумента — красная стена. На ней только надпись – «1941 Павшим за Родину 1945». Но за этими числами стоят миллионы судеб. Справа — аллея, где в каменных блоках хранится самое дорогое – земля с полей сражений. Горсть из-под Ленинграда, где люди умирали от голода, но город не сдали. Щепотка Сталинградской земли, политой кровью героев. Каждая капсула — это чья-то последняя битва, чей-то дом, чья-то победа. И все это собрано в одном месте, чтобы мы об этом помнили.
2. Памятник маршалу Жукову
Когда идешь по Манежной площади, сразу видишь этого всадника. Памятник маршалу Жукову открыли в 1995 году, к 50-летию Победы. И надо сказать, место выбрано очень символично. Скульптор Вячеслав Клыков изобразил маршала в момент парада Победы – 24 июня 1945 года. Кстати, интересный факт — Сталин лично приказал Жукову ехать на белом коне. До этого все советские парады принимали на вороных. Белого жеребца по кличке Кумир долго не могли найти. Но всё же его нашли — в кавалерийском полку КГБ!
Изначально памятник хотели поставить прямо на Красной площади. Такая инициатива возмутила ЮНЕСКО. Эксперты международной организации предупредили, что любые самовольные вмешательства в исторический облик Красной площади грозят лишением ее статуса объекта всемирного наследия. Выходом стал компромисс. Скульптуру установили на Манежной площади, перед зданием исторического музея. Технически вне границ охраняемой зоны, но практически у самых ворот главной площади страны.
Боевой конь маршала будто танцует на поверженных немецких знаменах — копыта попирают свастику и орлов. Внизу, в самом основании постамента, словно благословляя победу, застыл Георгий Победоносец. Вечный защитник Москвы, пронзающий копьем змея. Получилась целая история в бронзе. От небесного покровителя до земного героя. Этот исторический памятник впечатляет размерами — 100 тонн металла взмыли на 6-метровую высоту. Но главное не в этом. Главное — в том чувстве, которое охватывает, когда стоишь рядом.
3. Монумент Победы на Поклонной горе
Хотите ощутить настоящий размах? Тогда вам прямая дорога на Поклонную гору. Монумент Победы, не просто самый высокий, но также один из самых популярных памятник не только в Москве, но и во всей России!
141,8 метра устремились в небо, и каждый сантиметр продуман. 10 сантиметров равны одному дню войны. Получается пронзительная арифметика — боли и торжества вместе взятых. Поклонная гора берёт своё начало в 1368 году. Именно тогда её первые упомянули летописцы. Откуда такое название? От древней традиции. Путники здесь городу кланялись, прощаясь или встречаясь с Москвой.
Идея мемориала родилась — в 1942 году. Враг стоял под Москвой, исход битвы был неясен, а архитектор Яков Чернихов уже мечтал о памятнике Победы! Какая нужна была вера в победу, чтобы в самые черные дни войны думать о монументе в честь будущего триумфа. Чернихов словно заглянул в будущее. Увидел день, когда враг будет разбит, и Москва снова вздохнет свободно. Тогда эта идея казалась почти фантастической. Но именно такая несгибаемая уверенность в победе и помогла стране выстоять в страшной войне. Окончательный облик Поклонной горы создавали несколько мастеров. Зураб Церетели вылепил Монумент Победы – ту самую 141,8-метровую стелу со скульптурой Ники. Архитекторы Леонид Вавакин и Владимир Будаев помогали воплотить замысел в металле и камне.
Интересно, что с 1958-го по 1995-й – на Поклонной, рос обычный парк. Люди гуляли, дети играли, а под ногами у них лежал заложенный камень с обещанием построить памятник. 37 лет ожидания! Но, когда мемориал открыли к 50-летию Победы, стало ясно – ожидание того стоило. Стела — это копия гигантского солдатского штыка образца 1898 года. Тысяча тонн металла! На 104-метровой высоте парит богиня Ника. Её вес – 25 тонн. Она сделана из бронзы. Снизу Георгий Победоносец, традиционно разбирается со змеем. Размах комплекса впечатляет — 135 гектаров! Здесь и военный музей, и храмы трех религий, и 225 фонтанов. Именно столько недель длилась война. Но многие даже не догадываются, что внутри искусственного холма спрятан целый технический город. Множество инженеров круглосуточно присматривают за этим гигантом.
4. Памятник Минину и Пожарскому
А знаете, что стало точкой отсчета для московских памятников? Самый известный и узнаваемый памятник всеми россиянами! Минин и Пожарский на Красной площади. Памятник Минину и Пожарскому стал первой скульптурной работой в московской истории. Торжественное открытие состоялось в 1818 году. Создатель монумента Иван Мартос — легендарная фигура русского искусства. Этот академик скульптуры прославился, как мастер памятников. Его резец создавал героев из мрамора и бронзы по всей империи. Но Минин и Пожарский стали его главным шедевром, работой всей жизни. Мартос задал такую высокую планку мастерства, что все последующие скульпторы старались дотянуться до его уровня. Он показал, как камень и металл могут рассказывать истории. Как в неподвижных фигурах можно передать движение души. После его памятника стало понятно — скульптура может быть не просто украшением площади, а живой историей народа, застывшей в веках.
Изначально его хотели поставить в Нижнем Новгороде. Это было логично. В 1612 году, там собиралось народное ополчение. Но Александр I решил иначе. Поставил памятник в столице. Средства собирали всем миром. Мартос изобразил тот самый момент, когда Минин призывает князя Пожарского к освобождению Отечества от польских захватчиков православной веры. Интересно, как скульптор передал характеры. Минин энергичен, полон решимости, а Пожарский более спокоен, но тверд.
Когда-то Минин и Пожарский стояли в самом сердце Красной площади. Перед зданием, которое мы сейчас знаем, как ГУМ. Представьте, торговые ряды, суета, а посреди всего этого – два героя из далекого 1612 года. Минин протягивал руку к Кремлю, словно говорил – «Смотри, Дмитрий Михайлович, вот она — свободная Москва!». Но в 1931-м героям пришлось потесниться. Новая власть затеяла большую стройку. Мавзолей обновляли, площадь перестраивали под парады. Танки и пушки должны были проходить красивыми рядами, а бронзовые фигуры только мешали. Так Минин и Пожарский переехали к пестрым куполам Василия Блаженного. Теперь они смотрят в другую сторону – на Исторический музей. Но все равно герои остались дома. Высота памятника – 7,5 метра. Отлили его в Санкт-Петербурге.
5. Памятник Петру I
Тут разговор особый. Памятник Петру I работы Зураба Церетели — наверное, самый противоречивый монумент Москвы. 98 метров высотой! Стоит на искусственном острове в Москве-реке. Открыли в 1997 году при массовых протестах. Царь изображен на корабле. Символизирует о создании флота. В основании, разместили музей военно-морской истории.
Интересный факт. Говорят, изначально это был Христофор Колумб для Америки. Американцы отказались, Церетели переделал голову на Петра. Правда это или легенда – точно не известно. Весит конструкция больше тысячи тонн. Москвичи до сих пор спорят. Одни предлагают перенести в Санкт-Петербург, другие — вообще убрать. Но, надо признать, памятник стал узнаваемым символом города. Туристы охотно делают возле него фотографии.
6. Памятник Александру II в центре Москвы
У Храма Христа Спасителя разыгралась настоящая история династических памятников. Отец и сын словно сменили друг друга через столетие. С 1912 по 1918 год здесь стоял памятник Александру III — последнему «царю-богатырю», при котором страна целых 13 лет жила без войн. Скульптуру создал Опекушин, но москвичи встретили её без восторга, из-за тяжеловесной фигуры в народе памятник прозвали «пугалом».
Александр Михайлович Опекушин — это легенда русской скульптуры. Крепостной из Ярославской губернии, ставший академиком! Тот самый мастер, который подарил нам памятник Пушкину на Пушкинской площади. Этот талантливый самородок создал десятки монументов по всей империи — от Петербурга до Хабаровска.
Оригинальный памятник Александру III торжественно открыли 30 мая 1912 года — к столетию разгрома Наполеона. 12 лет работали над ним лучшие мастера! Главным архитектором был Александр Померанцев, тот самый, что построил ГУМ. Император восседал на троне лицом к Москве-реке, а четыре бронзовых орла охраняли постамент. На открытие из Петербурга приехал Николай II с всей императорской семьей. Пять пушечных залпов с Тайницкой башни возвестили о начале торжества. Но монумент прожил всего 6 лет. В июле 1918-го большевики безжалостно снесли творение Опекушина.
На постаменте хотели поставить новую скульптуру – «Освобожденный труд». Закладка, которой проходила при Ленине. Но и этим планам не суждено было сбыться. Памятник переплавили, а постамент снесли вместе с самим Храмом в 1931-м. В 2005 году на том же месте появился памятник его отцу — Александру II — Освободителю. Он входит в список главных памятников Москвы. Парадокс истории. Сын потерял памятник от рук революционеров, а отец, сам убитый террористами 1 марта 1881 года, обрел место у святыни уже в новой России.
Александр II, шестиметровой высоты отлит из 7 тонн бронзы с царской торжественностью. Скульптор Александр Рукавишников, мастер монументального искусства и член-корреспондент Академии художеств, облачил императора в парадный мундир, усыпанный орденами. Горностаевая мантия ниспадает тяжелыми складками, а по бокам замерли два гранитных льва — стражи российского величия. Впереди — полукруг из камня, будто древний амфитеатр, где разыгрывались судьбы империи. Золотые буквы на постаменте рассказывают о подвигах царя-Освободителя. Отмена крепостного права, судебная реформа, земские собрания.
7. Памятник Юрию Долгорукому
Памятник основателю Москвы на Тверской площади — первый памятник князю Юрию в столице. Открыли его в 1954 году. Автором был – Сергей Орлов. Он стал одним из интересных памятников известным людям в Москве.
Вот только проблема — никто не знал, как Долгорукий выглядел! История портретов не сохранила. Орлов создал собирательный образ древнерусского богатыря. Правда, надел на него средневековые доспехи, хотя князь жил в XII веке. Москвичи встретили памятник прохладно. Место считали неудачным. На Тверской памятники часто меняли по прихоти власти. Конный памятник — 6 метров высотой. Князь рукой показывает направление, где в дальнейшем будет основан великий город. У основания памятника выбиты барельефы с эпизодами древней московской истории.
8. Мавзолей Ленина
Мавзолей на Красной площади — место уникальное. Исторический памятник Москвы известен во всем мире. Памятник-усыпальница, где покоится тело вождя революции. Нынешний каменный вариант Алексей Щусев построил в 1930 году. Первый деревянный мавзолей за три дня соорудили в январе 1924 года. Изначально захоронение планировали сделать временным, чтобы дать народу проститься с вождем. Но потом решили оставить тело навсегда, подвергнув сложнейшей бальзамировке. До сих пор эта технология находится под строжайшим секретом.
Архитектура конструктивизма здания переплетается с элементами древневосточных пирамид. Внутри траурный зал. В нём всегда одна и та же температура и влажность. До 1993 года возле мавзолея нёс службу почетный караул. Тогда это был — Пост № 1. После событий 3-4 октября 1993 года, Ельцин убрал пост №1 у мавзолея Ленина. За годы существования мавзолея, его посетили миллионы людей. Долгое время длятся споры о судьбе мавзолея. Некоторые утверждают, что тело Ленина надо захоронить, другие говорят, что надо оставить.
В Мавзолее начались реставрационные работы. Закрывать зал, в котором лежит вождь революции, не собираются. Ремонт будут делать в помещениях, которым нужна реставрация. По планам она должна закончится в июне 2027 года.
9. Памятник Пушкину
Главное место рандеву в Москве — конечно, памятник Пушкину на Пушкинской площади. Александр Опекушин, про заслуги которого написано выше, воплотил поэта в бронзе в 1880-м. Это стало сенсацией. Впервые в России поставили памятник писателю. Все началось с лицейского братства. Выпускники Царскосельского лицея решили увековечить память товарища. Деньги собирали всем миром. Набрали – 106 575 рублей. Опекушин пока пришел к идеальному окончательному варианту слепил 30 моделей.
Открытие несколько раз откладывали. То при монтаже что-то сломалось, то умерла императрица – Мария Александровна, супруга императора Александра II. И был объявлен траур. Наконец, 6 июня 1880 года памятник торжественно открыли. На открытие приехали все выдающиеся писатели России – Достоевский, Тургенев, Аксаков и другие. Собралась вся литературная Россия.
Поэт был изображен в сюртуке и плаще, в задумчивой позе. В 1950 году с Тверского бульвара монумент перенесли на нынешнее место. На постаменте выбиты строки «Памятника», правда в цензурной версии Жуковского. По праву его можно назвать самым красивым памятником в Москве.
10. Рабочий и колхозница
Вот он — главный шедевр советской эпохи! «Рабочий и колхозница» – Веры Мухиной стали лицом целого времени. Конечно же его можно отнести к лучшим памятникам Москвы.
Идея постамента возникла в 1937 году. Советский Союз должен был представить на Всемирной выставке в Париже. Этой скульптурой СССР должен был удивить весь мир. И это удалось! Замысел памятника принадлежал архитектору – Борису Иофану. Он решил создать два символа молодого советского государства. Рабочего, который представлял основную силу новой власти. Колхозницу-крестьянку, олицетворяющую народное хозяйство страны.
Чтобы воплотить идею в жизнь был организован конкурс среди скульпторов. Его выиграла – Вера Мухина. Она внесла в проект памятника развевающийся шарф колхозницы. Это было удачным решением. Именно этот шарф показывал единство двух людей. И равновесие между рабочими и крестьянами. Прообразами для скульптуры выбрали – атлета Игоря Басанько. Он был натурщиком для рабочего. Для колхозницы позировала, работница московской телефонной станции – Анна Богоявленская. 24-метровая стальная пара с серпом и молотом — произвела революцию в монументальном искусстве. Мухина использовала тончайшую нержавеющую сталь — 0,5 мм толщиной! Полный вес памятника, составил около семидесяти пяти тонн. «Рабочий и колхозница», произвели в Париже фурор и получили Гран-при. Франция хотела выкупить скульптуру, но СССР вернул её домой. Обратно везли в 28 вагонах, но сначала разобрали на 65 частей. После выставки в Париже, когда скульптура прибыла в Москву, её установили на десятиметровом постаменте возле Северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ), сейчас ВВЦ.
После завершения масштабной реставрации в ноябре 2009 года монумент –«Рабочий и колхозница» вернулся на своё прежнее место у Северного входа на ВВЦ. Главное отличие от прежней версии, что памятник теперь установлен на новом постаменте-павильоне высотой 34,5 метра, который точно повторяет оригинальный проект Бориса Иофана для павильона СССР на Парижской выставке 1937 года.
11. Монумент – «Покорителям космоса» на ВДНХ
120-метровая ракета, устремленная в небо — это монумент «Покорителям космоса». Его открыли в 1964 году, когда вся страна бредила космосом. Архитекторы Колчин и Бондаренко при создании использовали титан. Тот же металл, что в космических кораблях. Стела изображает взлетающую ракету с огненным шлейфом. В основании монумента находится музей космонавтики. В нём представлены подлинные космические аппараты, скафандры космонавтов, макеты станций. На монументе выбиты строки Симонова – «И наши тем награждены усилья, что, поборов бесправие и тьму, мы отковали пламенные крылья своей стране и веку своему».
12. Памятник Маяковскому
Памятник Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади — это энергия, застывшая в бронзе. Его создали скульптор – Александр Павлович Кибальников и архитектор – Дмитрий Николаевич Чечулин. Кибальников работал над скульптурой шесть лет, стремясь передать характер поэта. Маяковский изображен с поднятой головой, правая рука сжата в кулак, в левой — записная книжка.
У поэта динамическая поза. Одна рука за спиной, другая выброшена вперед. Словно с трибуны выступает, стихи декламирует. Энергетика такая, что кажется — сейчас заговорит!Чечулин спроектировал постамент, на котором высечены строки Маяковского – «И я, как весну человечества, рождённую в трудах и в бою, пою моё отечество, республику мою!». Постамент украшен барельефами, которые показывают эпизоды из жизни и творчества Маяковского. Памятник открыли 28 июля 1958 года. В 1959 году Кибальников получил за эту работу Ленинскую премию.
Это место всегда было связано с поэзией. В советское время здесь собиралась молодежь и читала стихи. Памятник стал центром неформального общения московской интеллигенции. Скульптор сумел передать характерную энергетику поэта, его стремление изменить словом, мир. Здесь до сих пор встречаются любители поэзии.
