Мясницкая улица в Москве
От Лубянской площади до улицы Садово-Спасской тянется улица Мясницкая, своего рода витрина домов в разных архитектурных стилях прошлых эпох. Здесь за одну прогулку можно сравнить классицизм с модерном, барокко с конструктивизмом, китайский стиль с псевдорусским.
Исторических построек на этом отрезке длиной 1,6 км более 25, и у каждой в прошлом россыпь известных имен владельцев — активных участников политической, экономической и общественной жизни России. Сориентируем, что посмотреть на Мясницкой улице.
Почему Мясницкая улица так называется?
От Московского Кремля до Мясницкой улицы всего 2 км. Находясь в старину в близости от детинца, эта дорога возникла в ряду разбегавшихся от него путей, и вела от Никольских ворот Кремля в сторону города Юрьев-Польский. На ней на месте нынешнего дома №9 с середины XV века стояла церковь архидиакона Евпла, искаженное — Егупий, и улица именовалась Евпловкой и Егупьевской.
В XVI веке местность от Китай-города до нынешнего Бульварного кольца называлась Белым городом из-за стен из белого камня и оштукатуренного белой известью кирпича. Возведенная 3-ей, после кремлевской и китайгородской, оборонительная стена этих «белых земель» перерезала улицу надвое. Построенный у ворот на въезде в Белый город храм святых Фрола и Лавра (на месте сегодняшней эспланады пред входом в театр Et Cetera) дал этому отрезку улицы название Фроловской и Лавровской.
В том же веке за внешними белогородскими стенами появилась слобода царских мясников, и постепенно улица на всем протяжении стала зваться Мясницкой. В 1918 году, на волне переименований в духе пролетарской идеологии, она преобразовалась в Первомайскую, однако название упрямо не приживалось. И после траурной процессии с телом видного революционера Кирова по Первомайской к кремлевской стене в 1934 году, улице через год присвоили его имя.
Именуемой москвичами в обиходе Кировкой, улица Кирова была таковой до 1990 года, в котором ей вернули дореволюционное название – Мясницкая.
История улицы

История Мясницкой улицы в Москве, вписанная в культурное пространство Москвы, не уложится в краткий рассказ, периоды ее развития мы обозначим ключевыми подробностями.
XV-XVII века
Некогда эта дорога из Москвы пролегала через Огородную и Стрелецкую слободы. Местность застраивалась дворами по ранжиру: боярская «белая кость» жила в Белом городе за белыми стенами и не облагалась земельным налогом, простой люд селился за пределами его крепостных стен. Рубежи канувшего в лету Белого города сегодня совпадают с Бульварным кольцом столицы. Мясницкая слобода появилась в XVI веке еще дальше, в границах от нынешней ст. м. «Чистые пруды» до «Красных ворот», т.е. до 4-го оборонительного Земляного вала, контур которого в XVIII веке послужил Садовому кольцу.
XVIII-XIX века

Молодой Петр I ездил по Мясницкой в любезные ему Немецкую слободу и село Преображенское, на ней проводились «шутейные соборы» и «огненные потехи». А в 1709 году, после победы в Полтавской битве, через деревянную Триумфальную арку (позже каменные «Красные ворота») будущий Петр Великий проехал по улице в Кремль. Дорога была царской, и Мясницкую слободу со скотобойнями вытеснили за Земляной вал каменные палаты сподвижников Петра. Смрадные Поганые болота вычистили, превратив в Чистые пруды. И хотя улицу заселяли громкие знатные фамилии, именно ремесленное название Мясницкой закрепилось на всем ее сегодняшнем протяжении. Петр I дал ей начало, как столбовой дороге, по которой в последующем следовали на коронации российские императоры.
В XIX веке на смену аристократическим семействам пришли промышленники, и она становится территорией купцов, с магазинами, банками, новыми особняками и доходными домами. К концу столетия здесь уже было газовое освещение, а вскоре и электрическое. Одна из первых линий конки тоже появилась на Мясницкой, а в Телефонной конторе в 1898 году на этой улице в доме №26А заработала междугородняя связь Москва – Петербург, которую обслуживали барышни-телефонистки.
XX-XXI века

Уже в 1903 году на статусной Мясницкой появились уличные телефонные будки, в 1907 году конку заменил трамвай на электрической тяге, в 1926 году поставили сигнальные вышки постовых – прототип светофора.
После Октябрьской революции 1917 года частные владения национализировали, и в советский период в них находились госучреждения. Были построены здания Центросоюза и Госторга, также ставшие объектами культурного наследия. В наши дни на улице расположено множество федеральных служб и респектабельных фирм.
В 2015 году тротуар расширили до 5, 5 м, получив прогулочный маршрут для москвичей и гостей города, с ресторанами, кафе, стилизованными под старину фонарями.
Связь имени Пушкина с улицей
На Мясницкой есть несколько мест, которых коснулось имя Александра Пушкина. В 1809 году семья 10-летнего Саши год снимала квартиру в доме купца Птицына на Мясницкой, 41. Здание не сохранилось, нынче под этим номером несколько строений с офисами и компаниями. Не сохранился и Юсупов сад в версальском стиле неподалеку, куда водили детей Пушкиных на прогулки.
В 1830 году историк, профессор, издатель и друг Пушкина Михаил Погодин купил двухэтажный особняк на Мясницкой, 8, где поэт бывал в гостях. А рядом, в доме №7, ученого и книжного коллекционера Александра Черткова, гений русской словесности засиживался в библиотеке ценных книг и рукописей.
В несохранившемся доме №47 бывшего директора Московского архива Малиновского у Пушкина были заботы сердечные. Жена владельца особняка помогала поэту в сватовстве к Наталье Гончаровой. А на здешний Императорский почтамт он обращался за подорожными грамотами, дающими право получения казенных лошадей на почтовых станциях.
Интересные факты
- Встарь въездные Мясницкие ворота Белого города находились на том месте, где с 1935 года стоит входной павильон станции метро «Чистые пруды».
- При Екатерине II подземелья исчезнувшего Рязанского подворья на Мясницкой занимала Тайная экспедиция Сената. В 1774 году здесь в застенках велись допросы предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева.
- Во время занятия французами Москвы в 1812 году пожар уничтожил Мясницкую только частично, поскольку каменные здания стояли в глубине владений, зачастую выходивших на улицу заборами и конюшнями. В большинстве сохранились строения на отрезке от Красных ворот до Чистых прудов.
- В 1917 году Мясницкая превратилась в поле боя за расположенные на ней почтамт и телеграф.
Что посмотреть на Мясницкой улице
Достопримечательности Мясницкой улицы в Москве – это музеи, усадьбы, бывшие доходные дома, плотно расположившиеся вдоль проезжей части. Смотреть здесь можно почти каждое здание. Предлагаем остановиться у самых примечательных.
Чайный дом (№19)

Это трехэтажное здание не может не привлечь внимание еще издалека, настолько оно необычно для московского городского ландшафта. Архитектурный стиль – шинуарзи, т.н. псевдокитайский, с изогнутыми кровлями, драконами над входом, панно с иероглифами и лотосами по всему фасаду, буддийской двухъярусной пагодой на крыше.
Построил его в 1893 году крупный чаеторговец, купец Сергей Перлов, устроивший на верхних этажах доходный дом, а на первом — розничную торговлю чаем. Магазин у горожан был популярен, чаепития укоренились ежедневным ритуалом, за что москвичи получили прозвище водохлебов.
Новостройку в стиле ренессанса возвел архитектор Р. Клейн. Однако уже в 1895 году к визиту в Москву чрезвычайного посла Китая Ли Хунчжана ради налаживания полезных связей с китайскими поставщиками Перлов срочно заказал переделку. Клейн совместно с коллегой по профессии К. Гиппиусом великолепно справились с задачей, и вот уже более 130 лет Чайный дом в азиатском духе украшает столицу. Здесь, в экзотических интерьерах, по-прежнему можно купить чай весовой и в упаковке, кондитерские изделия, пуэры и травяные сборы.
Дом Стахеева (№ 6/3, стр. 1)

В промышленно развивающейся Москве XIX века ведущие купцы, получившие хорошее образование и разбирающиеся в искусстве, строили здания в центре столицы с эффектным обликом. Одним из таких стал доходный дом золотопромышленника Н. Стахеева.
4-этажное строение в стиле эклектики по проекту архитектора М. Бугровского предстало москвичам на Мясницкой в 1898 году, оно по всему фасаду густо украшено элементами барокко и коринфскими колоннами. Нижний этаж был отдан под магазины, на верхних этажах располагались квартиры. Здесь в разное время проживали художник Врубель и поэт Маяковский. В 1986 году в доме надстроены еще 3 этажа, вследствие чего исторический фасад выглядит встроенным художественным полотном.
У современников это здание популярно из-за расположенного в нем книжного магазина «Библио-Глобус».
Дом Черткова (№7)

Еще один памятный уголок на Мясницкой – особняк Черткова, в котором по неподтвержденным данным останавливался Наполеон. Дом был построен в 1787 году в стиле барокко архитектором С. Кариным на земле бывшей усадьбы Волынских, перешедшей к Долгоруковым, а затем к Салтыковым, и уцелел в пожаре 1812 года. Как и на гравюрах XVIII века, сегодня особняк имеет бело-голубой цвет.
Эта городская усадьба прогремела на всю Москву, когда в 1831 году ее приобрел предводитель дворянства, ученый, археолог Александр Чертков. Как книжный коллекционер, он собрал библиотеку в 22 000 книг по русской истории, которой пользовались ученые и представители искусства. Здесь бывали Пушкин, Жуковский, Глинка, Гоголь, Шуман. После смерти Черткова его сын Григорий открыл первую в стране общедоступную библиотеку.
В 1873 году во владение вступила княгиня Гагарина, и архитектор Н. Соколов переделал фасад в стиле рококо. Таким, с маскаронами, атлантами и картушами мы видим его и сегодня.
В последующем особняк переходил и рук в руки, служил то артистическим клубом, то магазином, в советское время – то Центральным домом знаний, то обществом «Знание», а в настоящее время здесь находится Новый театр, зрительный зал которого расположен в бывшем бальном зале. Артисты театра проводят экскурсии в интерьеры мавританской, готической и других комнат. В Дубовой гостиной и Белом зале снимались сцены культового фильма «17 мгновений весны».
В аутентичных подземельях со сводами обосновалась Академия Магии с иммерсивными шоу. А Большой, Каминный, Колонный и Готический залы предоставляются для банкетов.
Дом И. И. Юшкова (№21)

На углу Мясницкой и Боброва переулка архитектор В. Баженов в 1790 году поставил для генерал-поручика И. Юшкова 3-этажный особняк в классическом стиле с полукруглой ротондой в окружении ионических колонн. Модным светским салоном дом стал при его сыне Петре, где давали балы и проводили собрания масоны.
В 1838 году Петр Юшков сдал часть дома под рисовальный класс, а в 1844 году Московское художественное общество приобрело уже все здание, заодно пристроив дополнительный корпус. Через 20 лет это было уже Императорское училище живописи, ваяния и зодчества. Классы здесь вели великие Перов, Коровин, Поленов, Нестеров, Саврасов, а в отведенных пространствах устраивались выставки известных художников.
После Октябрьской революции в образованных здесь художественных мастерских работали Кончаловский, Малевич, Кандинский. С 1930 годов в особняке полвека поочередно располагались разные учреждения.
Возрождению в качестве храма искусства здание обязано Народному художнику СССР Илье Глазунову, который добился в 1986 году возвращения исторической постройки под создание Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Для организованных групп сегодня специалистами Академии предлагается около 10 экскурсионных программ.
Здание Центросоюза (№39)

В 2015 году на Мясницкой установили памятник французскому архитектору Ле Корбюзье. Авторы скульптуры – российские художники А. Тартышников и А. Вознесенский. Дань этому теоретику модернизма и конструктивизма первой половины XX века, заложившему ключевые принципы современной архитектуры, отдана не случайно. Ведь памятник стоит перед зданием 1936 года, являющимся его творением.
Сооружение приглашенного новатора принципиально отличалось функциональностью и лаконизмом от зданий предыдущего века. Сплошное остекление, входная группа на столбах, освобождающая под ними место под стоянку, плоская крыша как площадка для отдыха. Внутри уникальная система лестниц с пандусами вместо ступенек, лифты без дверей, которыми пользовались во время их непрерывного движения. Лифты нынче законсервированы, как особо ценный исторический элемент.
Для своего времени это был первый крупнейший административно-офисный центр в Европе в формате офиса свободной планировки (без дверей и перегородок между рабочими столами). В здании размещались Центросоюз потребительской кооперации, торговые площади, клуб, столовая, библиотека. Сегодня здесь находятся федеральные службы Росстат, Росфинмониторинг, информационно-издательский центр. Это режимный объект, попасть туда можно в рамках групповой экскурсии с экскурсионно-образовательным проектом «Москва глазами инженера». Участие осуществляется по паспорту.
Доходный дом И.Е. Кузнецова: лев и девы (№15)

В 1910 году Мясницкая украсилась домом в стиле неоклассицизма с элементами модерна. Архитекторы А. Милюков и Б. Великовский построили для купца, фарфорового фабриканта И. Кузнецова не заурядный 6-этажный доходный дом, а впечатляющее строение со сквозной аркой в 2 этажа, декорированной лепниной, с внушительным портиком, эркерами и фризом с фигурами античных дев.
Его называют домом со львом из-за каменного изваяния, которое стоит на постаменте в арке. В лапах царь зверей держит геральдический щит династии Кузнецовых. Крупность архитектурных элементов дома также визуально воплощает силу и мощь. Как и 100 лет назад дом Кузнецова остается жилым, в нем расположены преимущественно элитные квартиры.
Торговый дом Кузнецова (Дом фарфора, Дом с меркуриями) №8/2

Купцы Кузнецовы оставили о себе память на Мясницкой еще одним зданием. Двоюродный брат И. Кузнецова Матвей тоже был наследником империи фарфора, и на этой улице располагался его Торговый дом фарфора, построенный по проекту архитектора Ф. Шехтеля в 1903 году.
В сочетании архитектурных стилей эклектики с модерном узнается рука Шехтеля — с характерным использованием больших арочных окон, разноразмерных оконных проемов, с рустом по фасаду и с масками бога Меркурия – покровителя торговли. Изначально дом был в 3 этажа, два верхних надстроены позже.
Кузнецовский фарфор славился мотивами модерна. Качество сервизов и других изделий было таково, что императорским двором фирме было дано право ставить на них клеймо двуглавого орла.
После Октябрьской революции 1917 года здание занимали госучреждения, однако в 1957 году ему вернули первоначальное назначение – торговлю фарфором и стеклом, сегодня он работает под вывеской «Гледиз». В ассортименте магазина представлены изысканная посуда, предметы сервировки и столовый текстиль.
Усадьба А.И. Лобанова-Ростовского (№43, стр.1)

Каменные палаты купца Ф. Козмина возникли на этом месте в начале 1700-х. За последующие десятилетия они сменили нескольких владельцев, а в 1763 году купивший дом генерал-аншеф П. Панин пристроил к нему два крыла и украсил фасад в стиле барокко.
Последняя перестройка произошла в 1801 году при генерал-майоре А. Лобанове-Ростовском. Авторство работ приписывается обрусевшему итальянскому архитектору Ф. Кампорези, хотя окончательной версии не существует. Зодчий придал особняку классический стиль, добавив новаторские элементы, среди которых центральный аттик с мезонином вместо портика ассоциируется с триумфальной аркой. Таким 2-этажным, с кованной оградой, он и дошел до нас.
Историк А. Малиновский, в бытность хозяином особняка в 1820-х годах, обустроил в части помещений Школу рисования графа С. Строганова, предвестницу Строгановского училища. До наших дней здание принадлежало целой череде собственников. В 2004 году завершилась серьезная реставрация фасадов и интерьеров, сегодня дом арендует НКО «Меценат клуб». Посетить особняк можно в формате экскурсии.
Усадьба Л.К. Нарышкина — Н.Ф. фон Мекк (№44, стр.2)

Это владение проходит по «Переписным книгам», фиксировавшим среди прочего право собственности на землю, еще с 1716 года. Первое название оно носит от каменного двора дяди Петра I — боярина Нарышкина, который получил его от царя-реформатора на земле уничтоженных мазанок Стрелецкой слободы. От хозяйственных построек двора Нарышкиных ничего не осталось, а главный дом уцелел до наших времен. Он был построен в стиле нарышкинского барокко, однако через века не сохранил исконный вид фасада.
До начала XIX века усадьба переходила из рук в руки. Каждый обладатель менял облик сообразно моде времени: барокко, классика, ампир, эклектика. Элементы барочного декора вернула особняку в 1860 году тогдашняя хозяйка баронесса фон Мекк, хотя архитектор Д. Певницкий, конечно, выполнил авторскую реплику. Позже барочного антуража добавил также владелец купец Н. Стахеев, устроив здесь доходный дом. Как и прежде, мы видим фасад с рустом, наличники с декором «лучок», капители с растительностью, бледно-зеленый цвет стен.
Хотя во времена князя А. Урусова дом был местом карточных игр по-крупному, а в разные годы здесь бывали Пушкин, Глинка, Чаадаев, Рубинштейн, Шишкин, однако больше он упоминаем, как «Дом трех композиторов». Лист и Чайковский останавливались у баронессы фон Мекк, а Дебюсси преподавал музыку ее дочерям. Сегодня особняк выставлен на продажу.
Городская усадьба И.И. Барышникова (№42)

Наследнику огромного купеческого состояния И. Барышникову зодчий Матвей Казаков на месте особняка XVII века возвел в 1802 году архитектурный ансамбль в стиле классицизма. Пожалованный дворянством, Барышников был известен как коллекционер живописи.
Во внушительной усадьбе на Мясницкой он имел частную художественную галерею, которую полностью разграбили французские солдаты во время нашествия Наполеона в 1812 году. Сами здания тогда не пострадали в огне, и П-образная усадьба в 2-3 этажа считается памятником «допожарной Москвы». Сохранилась и кованая раритетная ограда на белокаменных колонках.
Особенностью постройки является выдвинутый вперед портик с колоннами на высоком цоколе. Парадные интерьеры с мраморными колоннами и изысканной лепниной выглядят также, как при Барышникове и его потомках. С усадьбой связаны имена Грибоедова, Кюхельбекера, Одоевского, Дениса Давыдова, Чаадаева, Алябьева, Булгакова.
В наши дни дом передан в аренду газете «Аргументы и факты», а залы особняка являются эксклюзивной исторической площадкой для различных мероприятий и праздников. Побывать здесь можно также в составе групповой экскурсии.
Дом К. Т. Солдатенкова (№37, стр. 1)

Здание стоит на фундаменте 1780 года домовладельца А. Докучаева, оно заново построено архитектором О. Бове в 1821 году после разрушения московским пожаром 1812 года. Дом в стиле апмир, со строгим декором, с 6-колонным портиком, бельэтажем и террасой был доработан в 1857 году зодчим А. Резановым для нового обладателя усадьбы, текстильного короля К. Солдатенкова.
Основные переделки коснулись интерьеров, в особняке создали залы в мавританском, античном, византийском стиле и в духе эпохи Возрождения. Богатый промышленник, на средства которого возведена Боткинская больница, также занимался книгоиздательством и коллекционированием предметов искусства, соперничая в размахе с самим Третьяковым.
В залах для общего доступа выставлялись картины и скульптуры, купленные на европейских аукционах, а русская светелка была отведена под иконы. Здесь побывали «Троица» Рублева, «Чаепитие в Мытищах» Перова, «Сватовство майора» Федотова и другие полотна, ставшие золотым фондом русской живописи. Имея обширную библиотеку, особняк знавал крупных историков Ключевского, Соловьева, писателей Аксакова и Чехова.
К настоящему времени сохранилась только парадная часть усадьбы с интерьерами. После Великой Отечественной войны в ней располагалась приемная Министерства обороны СССР, с 1992 года – Министерства обороны РФ. Осмотреть особняк возможно только снаружи.
П (№ 26А, стр. 1)

Императорский почтамт появился в Москве еще в 1711 году около Тверского бульвара, в доме вице-канцлера П. Шафирова, ведавшего почтовыми делами. Затем почтамт временно располагался в Немецкой слободе. Постоянный адрес вплоть до сегодняшнего дня он получил в 1783 году, в стоявшем в данной точке бывшем Путевом дворце князя А. Меньшикова. 3-этажный особняк находился в глубине двора, занятого почтовыми каретами и дилижансами.
С развитием почтового дела здание несколько раз перестраивалось, а к 1912 году архитекторами О. Мунцем и Л. Весниным на его месте и вовсе возведено новое, в романском стиле. Его отличают массивность, полуциркульные окна, большой барабан с низким куполом на крыше, карниз из арок на входе.
Операционный зал с уникальным световым фонарем инженера Шухова имеет высоту 3 этажей, а на галереи верхних ярусов с коваными решетками растительного узора ведут винтовые лестницы.
Здание не поменяло своего назначения, оно принадлежит «Почте России» и по сию пору является Главпочтамтом с флагманским отделением. В данный период идет масштабная реставрация.


