Топ 18 самых известных монастырей Москвы
Среди культурного наследия столицы особое место занимают монастырские комплексы. Какие же монастыри посетить в Москве? В списке действующих их сегодня шестнадцать, не считая подворий. Эти обители имеют ранг ставропигиальных, то есть напрямую подчиняющихся патриарху.
Вопроса, какие монастыри открыты для посещения в Москве, не стоит. Побывать можно в качестве паломника или туриста в любом из перечисленных ниже, они не относятся к закрытым общинам. Имея многовековую историю и красивую архитектуру, эти обители давно стали достопримечательностью города. Разрешено полюбоваться убранством и посетить службу, заглянуть в музей, где он есть. Но напомним, что нужно соблюдать принятые правила в одежде и поведении. Расскажем о действующих монастырях Москвы с адресами, об их своебытности и святынях.
1. Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь
Новодевичий монастырь в пяти километрах от Кремля на древнем Девичьем поле – это не только культовый центр, но и филиал Государственного Исторического музея. Здесь находятся семь древних соборов, а также статусное Новодевичье кладбище, где покоятся выдающиеся люди страны.
Основанный после присоединения Смоленска в 1524 году князем Василием III этот монастырь был форпостом на пути врагов. Его главным храмом является Смоленский собор, в нем и поныне сохранились росписи с темой собирания земель русских. В разное время насельницами были царица Ирина Годунова, царевна Елена Шереметева, первая жена Петра I Евдокия Лопухина, женщины знатных семей.
В набег хана Гирея в 1571 году деревянный монастырь был сожжен татарами. Борис Годунов, нареченный здесь на царство в 1598 году, восстановил обитель из камня, укрепив новые стены 12-ю башнями с бойницами.
Окончательный архитектурный ансамбль в стиле московского барокко из храмов, колоколен и царских палат сложился к концу XVII века в правление царевны Софьи. Согласно скудным данным, автором считают зодчего Пётра Потапова.
В Смутное время 1612 года этот «Дом Пречистой Богородицы» разорили, в 1812-м едва не взорвали французы, после 1922 года упразднили и заселили семьями рабочих, во время Великой Отечественной войны разместили беженцев и возобновили богослужения. Монашеская жизнь вернулась в 1994 году.
Относится к монастырям Москвы с действующими чудотворными иконами. В нем пребывают почитаемая икона Иверской Богоматери и чудотворная икона Смоленской Богородицы, а сокровенные записки приносят к Софьиной башне.
В палатах открыта музейная экспозиция ценных икон на дереве и жести, среди которых 80 Богородичных образов.
Адрес: Москва, Новодевичий проезд, 1. Cтанция метро «Спортивная».
2. Алексеевский женский монастырь
Это монастырь, при выселении которого в 1837 году для строительства на его месте Храма Христа Спасителя настоятельница в гневе напророчила, что тот не устоит. И впрямь, большевиками ХХС был взорван, десятилетиями на том месте был бассейн, вновь его воссоздали только в 1999 году.
Сам же Алексеевский монастырь менял местоположение трижды. Изначально он возник в 1360-е годы на сенокосных участках — остожье, нынче улица Остоженка. Строился он по обыкновению деревянным родными сестрами святителя Алексия, монахинями Еулианией и Евпраксией, первая церковь была посвящена ему, отсюда и название.
После московского пожара 1547 года заново отстроен на месте нынешнего Храма Христа Спасителя, а в 1837 году переместился в Красное село, где архитектор Быковский в 1850 году отстроил ансамбль с оградой и башнями. Центральным храмом является Всехсвятский, возведенный в 1887 году архитектором Никифоровым. Однокупольное сооружение из красного кирпича со сдержанным декором из белого камня создано в традициях русского зодчества XVI-XVII веков.
Монастырь действовал по 1926 год. После упразднения его строения использовались под гражданские нужды. Возродилась обитель в 2013 году. Среди почитаемых сохранились чудотворный лик «Всецарица» и Тихвинской Богоматери.
Адрес: Москва, 2-й Красносельский переулок, 5, стр. 4. Метро «Красносельская».
3. Зачатьевский женский монастырь
Монастырь возник на Остоженке, на месте Алексеевской обители, которая существовала с 1360 года. Соборный каменный храм с престолом в честь Зачатия Богородицы святой Анной был построен здесь в 1514 году желающим наследника Василием III, отцом будущего Ивана Грозного.
Алексеевский монастырь сгорел в 1547 году, и начал строиться в Чертолье, а часть оставшихся здесь монахинь обустроила обитель заново. Она получает имя иконы «Зачатие святой Анны», подающей помощь в чадородии, покровительницы рода и семьи. Керамический образ и сегодня вмонтирован в монастырскую стену.
Соборный комплекс включает постройки в многослойном стиле, поскольку его касались в разные эпохи архитекторы Казаков, Львов, Щусев. Собор Зачатия Анны построен в 1584-1612 годах мастером Иваном Зарудным, а в 1807 году на его месте Казаковым возведен новый в стиле русского барокко.
Обитель подвергалась разорению в 1812 году французскими войсками, но была восстановлена, в 1925 году монахинь изгнали большевики, а в 1935 году строения и вовсе взорваны. На месте собора построили школу.
Возродился монастырь в 1993 году, а в 2010 году по проекту архитектора Савелова построили новый Богородичный собор с пятью куполами. Сюда приезжают поклониться чудотворным иконам «Милостивая», «Помощница в родах», а также за исцелением к гробнице преподобных Иулиании и Евпраксии.
Адрес: Москва, переулок 2-ой Зачатьевский, стр. 21. Находится между станциями метро «Кропоткинская» и «Парк культуры».
4. Богородице-Рождественский женский монастырь
Вековые женские действующие монастыри в Москве обладают исторической значимостью. Данная обитель не исключение для туристов. Основанная в 1386 году инокиней княгиней Серпуховской для вдов погибших героев на Куликовском поле, обитель дала название и самой улице Рождественке.
Самый старый Рождественский собор построен в 1505 году, это одноглавое белокаменное сооружение в древнерусском стиле с высоким рядом кокошников. Архитектор не установлен. Всего на территории четыре храма.
Примечателен облик церкви Иоанна Златоуста 1686 года зодчего Лопатина в стиле барокко с цветовыми контрастами. На территории растет дуб, которому уже 400 лет. Он, как и монастырь, уцелел в московском пожаре во время наполеоновской оккупации 1812 года.
Ликвидирован монастырь был большевиками в 1923 году, в соборе Рождества Богородицы разместился клуб милиции, а на территории в разное время были жилые квартиры и госучреждения.
Монашеская жизнь вернулась сюда в 1993 году, тогда же обитель получила статус ставропигии.
Адрес: Москва, ул. Рождественка, 20/8, станция метро «Трубная».
5. Иоанно-Предтеченский женский монастырь
Свое летосчисление обитель ведет с конца XV века, она возникла на Ивановской горке недалеко от нынешней улицы Солянки, на месте запустевшей усадьбы сына Дмитрия Донского Василия I. Поначалу она была мужской, женской стала в XVI веке, когда сюда начали отправлять в монашеское заточение знатных женщин. Известной инокиней была княжна Тараканова.
Выгорел монастырь в 1812 году во время отступления войск Наполеона и заново возрожден лишь в 1879-ом на старых подклетах. Архитектор Быковский возвел строения в стиле флорентийского ренессанса. Особенностью планировки является членение на дворики, образованные разбегающимися галереями. Главный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи имеет ребристый купол, отсылающий к итальянской базилике.
Во время русско-турецкой войны 1877 года здесь был размещен лазарет. После Октябрьской революции до 1927 года использовался под лагерь особого назначения. Затем объект был окончательно закрыт.
Возобновил монастырь свою жизнь в 2002 году. На территории находятся пять храмов и музей истории обители. Сюда приезжают к мощам блаженной схимонахини Марфы и чудотворной иконе Иоанна Крестителя. Насколько монастырь почитаем, говорит его название в народе – «Женская Оптина».
Адрес: Москва, Малый Ивановский переулок, 2/4, стр. 5. Станция метро «Китай-город».
6. Марфо-Мариинская обитель милосердия
Образована община сестер милосердия в 1909 году вдовствующей великой княжной, подвижницей Елисаветой Федоровной на собственные средства. Посвятив себя служению, она назвала обитель в честь евангельских сестер Марфы и Марии. В выкупленной усадьбе на улице Большая Ордынка были обустроены больница и домовой храм, в котором службы из палат могли видеть лежачие пациенты.
Однокупольный храм во имя Покрова был построен архитектором Щусевым в 1912 году. Его стиль модерн включает элементы новгородско-псковского зодчества, на беленых стенах каменные рельефные клейма в исполнении скульптора Коненкова. Пристроенные две звонницы заметны вытянутыми главками с позолоченными крестами. Расписывал сооружение внутри известный художник Нестеров. Общежитие сестер милосердия выполнено в стиле неоклассицизма зодчим Челищевым.
История общины трагична. В 1918 году в монастырь нагрянул отряд латышских стрелков, вскоре после ареста Елисавета Федоровна и келейная сестра Варвара были сброшены в алапаевскую шахту. В 1926 году обитель закрыли, разместив в помещениях реставрационные мастерские, кинотеатр, а монастырскую больницу перепрофилифировали в поликлинику.
Вновь обитель с богослужениями в Покровском храме возродилась в 1992 году. Сегодня здесь есть мемориальный музей и медцентр «Милосердие» для детей с нарушениями развития. Среди чтимых реликвий особо почитаются Федоровская икона, которой благословили на царство первого царя из рода Романовых Михаила, и рака с мощами Елисаветы Федоровны.
Адрес: Москва, улица Большая Ордынка, 34, строение 5. Станции метро «Полянка» и «Третьяковская».
7. Покровский женский монастырь
Это один из монастырей в центре Москвы, основанный царем Михаилом Романовым в 1635 году как мужской, в память о своем отце, патриархе Филарете, ушедшем в мир иной в праздник Покрова Богородицы. Возводился он на месте кладбища для бездомных и казненных, поэтому вторым названием имел «на Убогих Домах».
Первым был построен каменный храм Покрова в 1655 году, однако в 1806 году его разобрали, и архитектор Иона возвел одноименный одноглавый в стиле русского классицизма. К тому времени обитель уже имела церковь Воскресения Словущего, которую разрушили французские войска в 1812 году. Вновь ее построил зодчий Быковский в 1855 году, выполнив пятикупольный храм в русско-византийском стиле.
С 1870 года община занималась подготовкой монашествующих к просветительскому миссионерскому служению.
В 1929 году Покровский монастырь упразднили, колокольню взорвали, а храмы и келейные корпуса заняли госорганизации. На месте некрополя для богатых и заслуженных людей разбили Таганский парк культуры и отдыха, который существует и поныне.
Восстановлена обитель только в 1995-м, но уже как женская. Особую популярность у паломников всех конфессий монастырь получил после обретения в 1998 году мощей блаженной старицы Матроны Московской.
Главная святыня — серебряная рака с мощами старицы, стоит в Покровском храме, к Матронушке нескончаемым потоком идут с искательством помощи, по прижизненной просьбе старицы принося цветы и забирая с собой полежавшие у изголовья бутоны.
Адрес: Москва, улица Таганская, 58. Станции метро «Таганская» и «Пролетарская».
8. Андреевский мужской монастырь
У подножия Воробьевых гор еще до 1591 года находилась Преображенская пустынь с деревянной церковью и кельями. Именно в тот год, в день памяти римского военачальника, мученика Андрея нагрянувшие полчища хана Гирея в панике покинули предместья Москвы, приняв на веру ложное сообщение пленного дворянина о прибытии на подмогу 30-тысячного польско-немецкого войска и случившейся в русском стане мощной пальбы по ложной тревоге.
Обитель располагалась между стоянками ратных лагерей противников, и после бегства крымчаков была выстроена надвратная церковь Стратилата Андрея. В 1675 году деревянный храм заменили каменным, и монастырь из Преображенского наименовали Андреевским. Он стал первым просветительским учреждением Москвы с ученым братством.
Сегодняшний облик монастырь получил в XVII столетии благодаря трудам приближенного царю Алексею Михайловичу — Ртищева. Церковь Стратилата Андрея 1675 года принадлежат авторству зодчего Григория Копылы. Ее подкупольный барабан сплошь украшен изразцами «Павлиное око», храм-колокольня Иоанна Богослова 1848 года неизвестного архитектора в стиле барокко имеет четырехскатный шатер и ротонду, а внешне простой Воскресенский собор 1703 года в стиле московского барокко венчает восьмигранная глава.
Монастырь упразднялся в 1724 году, но в 1730-м его жизнь была возобновлена императрицей Анной Иоанновной, второе упразднение произошло в 1765 году, вплоть до нашего времени. Здесь в разные периоды были прядильни, жилье для солдатских вдов, богадельня, после Октябрьской революции — клуб и общежитие работников Гознака, а с 1960-х годов обосновался НИИ.
В 2013 году вновь стал действующим Андреевским монастырем. Его главной реликвией является икона Казанской Божией Матери начала XIX века.
Это объект особого внимания со стороны историков и туристов, как точка зарождения высшего образования в России, а также погребений старцев, царедворцев и меценатов XIX века.
Адрес: Москва, Андреевская набережная, 2. Станция метро «Воробьевы горы».
9. Богоявленский мужской монастырь
Недалеко от Красной площади горожане и гости столицы обращают внимание на собор в стиле московского барокко. Это уцелевший храм Богоявленского монастыря Москвы, исчезнувшего на ее картах.
Обитель оспаривала первенство появления в Москве, здесь греками братьями Лихудами в 1685 году формировалась первая высшая российская школа — Славяно-греко-латинская академия.
Условной датой появления считается 1296 год, когда сын Александра Невского Даниил стал первым московским князем. Как все храмы и монастыри того времени он был деревянным. В 1340 году уже сын князя Иван Калита возвел каменный собор. После пожаров 1451 года при нападении ордынцев, 1578 года при нашествии крымчаков, 1612 года при боях с поляками приходилось все вновь восстанавливать. Пережил монастырь и постой французов в 1812 году. Но не пережил период поругания после революции 1917 года. Как не пережили 150 усыпальниц знатных родов России, что находились в нижнем храме собора.
В советский период в постройках были склады, цех металлообработки, студенческое общежитие. После Великой Отечественной войны монастырский комплекс и вовсе был снесен. Уцелел лишь Богоявленский собор. Двухъярусный храм в нынешнем виде построен в 1690-х годах неизвестным зодчим. Красные стены с белокаменной резьбой и граненой маковкой дополняют образы восьми святых, благословляющих город на четыре стороны света. Перед храмом установлен памятник просветителям Лихудам. После реставрации собор открыт для прихожан с 1991 года.
Адрес: Москва, Богоявленский переулок, 2, строение 4. Станции метро «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь Революции».
10. Высоко-Петровский мужской монастырь
Берега реки Неглинной, что скрыта сегодня в коллекторе, в древности были высокими и лесистыми. Эта холмистая местность так и называлась – Высокое. Митрополит Петр, позже ставший первым московским святым, в 1325 году основал здесь монастырь, который был наименован Высоко-Петровским. Также сегодня называется и улица, на которой он стоит – Петровка.
Первый собор из камня во имя Петра появился лишь в 1514 году, создал его итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Особенностью здания явилась многолепестковая композиция, в которой основание вместо прямоугольника составляют полукружия, повторяя форму цветка.
Остальные храмы, коих на территории еще шесть, строились вплоть до XVIII века и представляют архитектурный ансамбль в стиле нарышкинского барокко: обильное узорочье, сочетание красного кирпича с белым камнем, ярусность и симметрия. Этот стиль получил название от фамилии боярского рода Нарышкиных, их родовой усыпальницей был Боголюбский храм монастыря. Благодаря крепким связям с этим царским семейством и его щедрости обитель долго процветала.
Беда постигла монастырь в 1812 году, когда наполеоновский губернатор Москвы Мортье выбрал его своей резиденцией и совершал здесь смертные казни горожан, а также устроил скотобойню. После изгнания французской армии монастырь восстановили.
Закрыли его в 1918 году, однако вплоть до 1930-х годов монашеская община существовала тайно, работая в госучреждениях и выполняя таким образом послушание. Здания занимали ремонтный завод, библиотека, литейный цех. И даже легендарный ансамбль «Березка» имел репетиционную базу. Спас обитель от сноса присвоенный в 1959 году статус архитектурного памятника.
В 1994 году, после передачи территории РПЦ, открылся Российский православный институт, а монашеская жизнь вернулась сюда в 2009 году.
Главная святыня – чтимая икона с мощами чудотворца митрополита Петра. Уникальный интерьер из керамики находится в Покровской церкви 1695 года постройки. Он выполнен художником Куприяновым в 1996 году.
Адрес: Москва, улица Петровка, 28/2. Метро «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская».
11. Донской мужской монастырь
В 1591 году на Москву двинулась орда хана Гирея. По велению царя Федора Иоанновича вокруг столицы совершили Крестный ход с Донской иконой Богородицы, после чего образ поставили в походном храме русского стана. Убежавшая на водопое лошадь русского воина стала причиной крика и ночной пальбы, басурманы приняли это за приход подкрепления и хаотично бежали, так и не вступив в серьезный бой.
В память о событии на месте холщовой церкви в тот же год учредили Донскую обитель, ставшую одним из самых известных монастырей Москвы в качестве оборонительной крепости с мощными стенами. Сегодня на его территории более 30 памятников архитектуры разных стилей – от древнерусского до ампира.
Доминантной ансамбля является Большой собор в честь Донской иконы Богоматери. Его построили в 1698 году, но архитектор не известен. Пятиглавый Большой собор из красного кирпича с галереей относится к сооружениям раннего московского барокко. Он примечателен не только дворцовым интерьером, иконостасом XVII века с 60-ю библейскими сюжетами, но и усыпальницей грузинских князей.
В советскую эпоху братию репрессировали, а в постройках размещались интернат, ферма, музей архитектуры. Именно в этот музей свозили памятники: горельефы взорванного Храма Христа Спасителя, Триумфальные ворота, наличники Сухаревской башни. Здесь же появился первый советский крематорий. А сохранившийся некрополь считают энциклопедией надгробной скульптуры.
В 1990 году в обитель вернулось монашество.
Адрес: Москва, Донская площадь, 1-3. Станции метро «Шаболовская» и «Ленинский проспект».
12. Заиконоспасский мужской монастырь
В двух минутах ходьбы от Кремля, на Никольской улице, которую называли Священной из-за множества церквей, среди торговых рядов был Иконный. В 1600 году Борис Годунов обособил часть Спасского монастыря за Иконным рядом, и новая обитель стала именоваться Заиконоспасской.
На этой же улице находился Печатный двор и была острая потребность в переводах книг, а также в обучении духовенства и подготовки грамотных людей для нужд государства. Эти задачи взял на себя Заиконоспасский монастырь, образовав учебные заведения и получив приставку «учительный». Здешние наставники были воспитателями царских детей, а выходцами из монастырской Славяно-греко-латинской академии стали ученый Ломоносов, этнограф Крашенинников, архитектор Баженов, создатель русского фарфора Виноградов, основатель русского тетра Волков.
В 1661 году на месте сгоревшего Спасского собора построили новый, а нынешний облик в стиле петровского барокко в исполнении зодчего Зарудного сооружение получило в 1711 году. Гребни и раковины были заменены на ордерные элементы. Солдаты Наполеона в 1812 году устроили здесь конюшни, после их изгнания обитель воссоздали заново. В 1857 году после очередных подновлений на соборе надстроили ротонду с луковичной главой.
После закрытия в 1929 году в постройках, включая надвратную колокольню над Святыми воротами, располагались коммунальные квартиры, помимо учреждений была размещена первая телестудия, которая переехала на в 1938 году на Шаболовку.
Вновь действующим Заиконоспасский монастырь стал в 2010 году.
Адрес: Москва, улица Никольская, 7-9. Метро «Театральная».
13. Новоспасский мужской монастырь
В XIII веке этот монастырь возник как Спасский там, где на его месте сегодня стоит Данилов. В 1491 году при Иване III обитель начали строить с чистого листа на Крутицком холме. Он был крепостью на подступах к Кремлю, поэтому у него мощные стены с бойницами в башнях.
В отличие от прежнего Спасского монастырь стал называться Новоспасским. Свое фортификационное назначение обитель оправдывала во время осад крымчаками в XVI-м и поляками в XVII веках. Не обошло ее и разорение в нашествие Наполеона.
Белокаменные здания стали возводить здесь в 1640 году. Архитектурный комплекс формировался вплоть до конца XVIII века, его сооружения, среди которых семь храмов, представляют образцы стилей: древнерусский, барокко, классицизм. Сегодня это один из самых красивых монастырей Москвы.
80-метровая колокольня зодчего Жеребцова над входом в монастырь была закончена в 1785 году и является главным украшением территории. Выполнена в смешанном стиле барокко и классицизма. Неизвестным зодчим в древнерусском стиле выполнен главный храм – Преображенский, 1645 года постройки. В нем находятся иконостас и росписи XVII столетия. Они сохранились, несмотря на нанесенный монастырю урон после 1918 года, когда строения были заняты исправительной колонией, архивом НКВД и даже вытрезвителем. В 1990 году после 70-летнего перерыва здесь вновь поселилась монашеская братия.
Список с афонского образа «Всецарица» почитают как чудотворный. В церквях находятся усыпальницы представителей знатных семей – Романовых, Шереметевых, Голицыных, Дашковых, а обнаруженные при раскопках артефакты выставлены в монастырском музее.
Адрес: Москва, Крестьянская площадь, 10. Станции метро «Крестьянская застава» и «Пролетарская».
14. Патриаршее подворье храмов Николо-Перервинского монастыря
В старину Москва-река на юго-востоке столицы размыла перешеек, изменила русло, прервав старое, и местность приобрела название Перерва. Здесь и возник монастырь Никола Старый, в писцовых документах уже к 1573 году именующийся Перервинским. Точная дата основания неизвестна, считается, что он появился после Куликовской битвы.
Обитель имела деревянную церковь Николая Чудотворца, после разорения поляками во время Смутного времени эту церковь построили из камня в 1654 году, а затем перестроили в 1700-м. Создание белоснежного одноглавого храма в древнерусском стиле с пристроенной колокольней с часами предание приписывает архитектору Растрелли. Интерьер известен обилием позолоты.
Из пяти храмов особое место занимает эпичный Иверский собор, который в 1908 году построил мастер Виноградов. Храм в русско-византийской стиле имеет 16 куполов небесного цвета, символизирующего чистоту Богородицы. При освящении была доставлена икона Иверской Божьей Матери, к которой прихожане обращаются с просьбами. Живописный интерьер храма и иконы выполнены художником Гурьяновым с мотивами русского модерна.
Большая роль отводилась монастырем просвещению. Семинария была основана здесь еще в 1775 году, а с 1867 года вплоть до революции 1917 года было духовное училище. В советский период обитель постигла судьба остальных монастырей, постройки использовались под склады, цеха, клуб, Дом пионеров. Лишь в 1991 году бывший монастырь получил статус патриаршего подворья и возобновил монашескую жизнь и занятия в Перервинской духовной семинарии.
Адрес: Москва, улица Шоссейная, 82. Станция метро «Печатники».
15. Свято-Данилов мужской монастырь
В 1272 году сын Александра Невского князь Даниил получил по разделу Москву и возвел в пяти километрах от Кремля деревянный храм в честь своего небесного покровителя Даниила Столпника. А уже в 1282 году вокруг храма отстроился первый московский монастырь.
Однако в 1330 году князь Иван Калита переселил монашескую братию на территорию Кремля, и Даниловский монастырь опустел на 200 лет. В 1561 году Иван Грозный повелел обитель восстановить, здесь появилась каменная церковь Семи Вселенских Соборов, куда позже перенесли мощи похороненного на церковном кладбище князя Даниила. Обнесенный толстыми стенами монастырь стал мощной твердыней на пути войск крымских татар, а также враждующих сторон в политический кризис Смутного времени.
В 1919 году обитель была разграблена большевиками, окончательно закрыта в 1930-ом с размещением в ней детского приемника, и была первой в столице возвращена монашеству в 1983-ем. Был восстановлен облик архитектурного ансамбля, развивавшегося на протяжении XVII-XIX веков.
Главным по-прежнему является Семивселенский собор с приделами разных периодов, в нем сочетаются древнерусский стиль с московским барокко, однако архитекторы не известны. Внутренний декор в древнерусской манере в 1997 году выполнен мастерами иконописи под руководством Анатолия Алешина. Самый большой собор монастыря – Троицкий, построен в 1838 году архитектором Осипом Бове в стиле классицизма. В этот храм приходят к чудотворной иконе «Троеручица». Первый памятник к 1000-летию Крещения Руси в виде надкладезной часовни был установлен именно на территории данной обители.
Адрес: Москва, Даниловский вал, 22. Метро «Тульская».
16. Симонов мужской монастырь
В 1370 году боярин Степан Ховрин пожертвовал на возвышении землю для монастыря и принял постриг с именем Симон. Племянник Сергия Радонежского Феодор основал на этом стратегическом месте обитель, названную Симоновой.
Как и большинство монастырей, она входила в оборонительный пояс Москвы, ее башни с боевыми ярусами впечатляют и сегодня. Здесь была личная келья царя Федора Алексеевича, неудивительно, что из благосклонности монастырь был крепок и финансово, каменные сооружения в древнерусском стиле и барокко возводились массивными, а соборы сравнивали по красоте с кремлевскими.
Монастырь отразил набег хана Гирея в 1591-ом, в 1612-м Смутного времени был разорен, при Екатерине II в 1770-х служил чумным изолятором, подожжен наполеоновскими солдатами в 1812-м, после Октябрьской революции упразднен, а в 1930 году в годовщину смерти Ленина снесены пять храмов. Шестой, в качестве приходского, храм Тихвинской Божией Матери с одноименной чудотворной иконой старого письма, уникальные стены и башни отстоял с риском для себя Максим Горький.
Здание было построена в 1680-х годах зодчим Парфеном Петровым и затем переделана Осипом Старцевым. Все фасады в стиле московского барокко разные по исполнению. Самым интересным является фасад со ступенчатым контуром в манере голландского маньеризма. Местами на стенах сохранились фрагменты многоцветной шахматной окраски, такой росписью сегодня украшены стены трапезной в Троице-Сергиевой Лавре.
В 1991 году была зарегистрирована первая в мире православная община слепоглухонемых, для которой в Тихвинском храме священник проводит богослужения на жестовом языке. В интерьере под полукруглыми сводами есть вырезанные из дерева образа для тактильного восприятия, а также подписанные шрифтом Брайля.
Адрес: Москва, Восточная улица, 6. Метро «Автозаводская».
17. Сретенский мужской монастырь
Недалеко от улицы Лубянки в старину находились пашни — Кучково поле. Именно здесь в 1395 году народ встретил икону Владимирской Богоматери во время приближения войск Тамерлана к Москве. Со всеобщим молебном перед иконой многие связали уход ордынцев без боя, и на месте ее сретения возвели одноименную деревянную церковь. В 1397 году по велению князя Василия I она дала основу Сретенскому монастырю. Каменные постройки появились в 1480 году при Иване III, но они не сохранились.
Уцелел только белокаменный храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, построенный в 1679 году псковской артелью. В архитектуре ярко выражен московско-ярославский стиль, форму куба венчают пять куполов и украшают декоративные окна. Фрески внутри выполнили в 1707 году мастера из Костромы, они подлинные, а иконостас 1996 года стилизован под XVII век. В 2008 году в храме возвели внутреннюю мраморную часовню, копирующую кувуклию храма Господня в Иерусалиме. В ней находится реплика Туринской плащаницы.
После закрытия монастыря в 1926 году в постройках располагалось общежитие НКВД, а на территории совершались расстрелы. В память об этом при входе в обитель установлен поклонный крест. До начала 1990-х годов Сретенский собор служил площадями Всесоюзному художественно-реставрационному центру имени Грабаря, а в 1996 году территория вновь преобразована в Сретенский монастырь.
Помимо восстановительных работ в 2017 году выстроен новый храм Воскресения Христова и Новомучеников. Архитектор Дмитрий Смирнов создал его в русско-византийском стиле с облицовкой каменной резьбой. Помимо церкви в здании находится выставочный музей с мультимедийными технологиями.
Адрес: Москва, улица Большая Лубянка, 19, строение 1. Станции метро «Сретенский бульвар», «Кузнецкий мост».
18. Монастырь Святого Франциска
При Петре I в Москве проживало много иноземцев из Европы. В это время возникали храмы разных конфессий. Сформировалась и небольшая францисканская община нищенствующего ордена, которой царь Петр разрешил построить в Москве свой католический монастырь. В Немецкой слободе возвели кирху из кирпича, однако по каким-то причинам строительство монастыря не состоялось. Это событие произошло только в наши дни.
В 1996 году общине францисканцев выделили типовое здание бывшего Краснопресненского райкома комсомола. В монастыре святого Франциска Ассизского нет готических костелов, он ничем не выделяется из череды жилищной застройки. Последователи Франциска проповедуют аскетизм, помощь больным и нуждающимся, а также ведут образовательную деятельность. В данном центре проводятся вечера христианской песни, обсуждения книжных новинок, беседы о вере. Есть здесь и собственное издательство.
Богослужения проводятся в часовне в том же здании. Интерьер сдержанный — скульптурное распятие, кафедра, орган, скамьи и цветы. В ящик опускают просьбы святому Франциску. Он является покровителем тяжело больных, а также всех животных. Но в первую очередь ему молятся о мире и благополучии страны.
Адрес: Москва, Шмитовский проезд, 2, строение 2. Метро «Улица 1905 года».
Карта самых известных монастырей Москвы
Нами сделана карта с адресами московских монастырей. С ее помощью вы сможете самостоятельно спланировать прогулку по религиозным местам столицы. Карту можно открыть в полноэкранном режиме. Для этого потребуется кликнуть по кнопке «Открыть в Яндес.Картах».