Музеи Москвы

Алмазный Фонд Московского Кремля

Алмазный Фонд Московского Кремля

Алмазный Фонд – это национальная сокровищница России. Здесь хранится коллекция предметов  ювелирного искусства XVIII-XX веков, государственных регалий, драгоценных камней и самородков.

Сюда помещались уникальные ценности со всего мира и шедевры, изготовленные придворными ювелирами. Получить их во временное пользование можно было исключительно по именному распоряжению императора. Открыть же сокровищницу могли только собравшиеся вместе трое придворных, у каждого из которых был свой ключ.

Все без исключения государственные ценности Алмазного фонда России находятся на вечном хранении и не подлежат реализации. Они могут использоваться лишь в качестве выставочных экспонатов.

Сама выставка является частью фонда Гохрана и занимает два зала Оружейной палаты Московского Кремля.

История Алмазного Фонда

История Алмазного Фонда

Собрание коллекции имеет не только исключительную материальную ценность, но и историческое, культурное, политическое и научное значение.

Начало ей положил Указ Петра I от 11 декабря 1719 года, в котором императорские регалии выделялись как «государству принадлежащие вещи». Так впервые в России появилась государственная форма хранения уникальных ценностей.

Царская Рентерия, Кабинет Его Императорского Величества, Бриллиантовая комната – все это наименования в разные эпохи одного и того же хранилища, само же название — Алмазный Фонд Московского Кремля, появилось в 1967 году после открытия одноименной выставки.

Первая половина XVIII века

В 1719 году по указанию Петра I вместе с сокровищницей была организована Камер-коллегия, регламентирующая список ценностей и порядок их хранения. Список постоянно пополнялся орденскими знаками, ювелирными изделиями, уникальными самородками и драгоценными камнями.

Петр I звал в Санкт-Петербург иностранных ювелиров со всей Европы. Эта традиция сохранилась и при последующих правителях. Самыми известными стали лучшие придворные мастера своего времени: И. Позье, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, Г. Экарт. Их искусство многократно увеличило ценность всей коллекции.

В последующем к их именам присоединились прославленные фирмы И. Сазикова, И. Хлебникова, П. Овчинникова, К. Болина, К. Фаберже и целого ряда мастерских.

После смерти Петра наступила эпоха царствования женщин и изготовление ювелирных изделий многократно увеличилось. В период правления Елизаветы Петровны при доме Романовых существовал культ драгоценностей, демонстрирующих статус и великолепие владельца.

Вторая половина XVIII-XIX век

Коронационный портрет Екатерины II, Торелли С., 1763-1766
Коронационный портрет Екатерины II, Торелли С., 1763-1766

При правлении Екатерины II под хранение ценностей отвели парадную опочивальню императрицы в Зимнем дворце. Эта опочивальня и носила название Бриллиантовой комнаты. Личная минералогическая коллекция Екатерины находилась тоже здесь. Императрица была страстным коллекционером и любительницей драгоценных камней. Ее собрание выросло за годы правления в несколько раз.

В 1837 году после пожара в Зимнем дворце сокровища переместили в Адмиралтейство, а затем в Аничков дворец. Через два года они под строжайшим учетом вернулась обратно в Бриллиантовую комнату.

А в 1856 году для широкой публики была открыта в Зимнем дворце Галерея драгоценностей.

Первая половина XX века

Царские драгоценности, 1922г.
Царские драгоценности, 1922г.

В Первую мировую войну линия фронта приближалась к Петербургу. И тогда сокровища были эвакуированы в подвалы Московского Кремля, а позже размещены в Коронном зале Оружейной палаты. С этого времени коллекция обосновалась в Москве.

Читать еще:  Мавзолей Ленина в Москве

До двадцатых годов она состояла из 773 предметов. Молодая советская республика испытывала нехватку средств и в ход пошла распродажа национальных ценностей. Так 569 предметов были распроданы большевиками на мировых аукционах.

Ценность даже остававшихся в Алмазном фонде экспонатов была настолько велика, что уже через неделю после начала Великой Отечественной войны их первыми подготовили к эвакуации в Свердловск (нынешний Екатеринбург). Вернулись они в Москву только в феврале 1945 года.

Вторая половина XX века – начало XXI века

Открытие во время геологических изысканий 50-х годов алмазной трубки «Мир» в Якутии пополнило собрание Алмазного Фонда крупными алмазами.

2 ноября 1967 года, к 50-летию Советского государства, в Оружейной палате открылась Временная экспозиция Алмазного фонда. Интерес к ней со стороны иностранцев и граждан СССР был настолько велик, что особым постановлением Правительство приняло решение преобразовать ее в постоянно действующую.

В экспериментальной лаборатории ювелирного искусства Гохрана и сегодня работают высококлассные ювелиры, а также художники-реставраторы.

Описание экспонатов Алмазного фонда

В настоящее время Алмазный Фонд России содержит исторический и современный разделы. В нем насчитывают более 200 произведений ювелирного искусства. Восемьдесят экспонатов признаны уникальными. Наиболее ценные предметы находятся на выставке.

Семь исторических камней

Бриллиант «Орлов»
Бриллиант «Орлов»

Это три алмаза и четыре самоцвета с богатой и необычной историей. Самый крупный и знаменитый из них – бриллиант «Орлов», подаренный императрице ее фаворитом графом Орловым. Алмаз украшает императорский скипетр Екатерины II. Состоит из золота и серебра общей массой 604,12 г с бриллиантами, эмалью и алмазом «Орлов» – 189,62 карат.

Карат – единица выражения массы драгоценных камней. Равна 0,2 грамма. Во всем мире существует традиция присваивать индивидуальные названия ювелирным алмазам, масса которых более 20 каратов.

Алмаз «Шах» — отполированный кристалл массой 88,7 карат родом из Индии. Имеет длинную историю захватов и переходов к владельцам из разных стран. На верхней части сохранились три имени прежних обладателей.

Алмаз «Шах» в Алмазном фонде Московского Кремля
Алмаз «Шах»

Редкостный плоский алмаз в 25 карат. Относится к портретным из-за плоской гладкой поверхности с площадкой 7,5 см2. Инкрустирован в золотой браслет с изображением Александра I.

Еще один исторический камень собрания Алмазного фонда – редчайший густо-зеленый колумбийский изумруд весом 136, 25 карат.  В средние века хранился в одном из храмов Колумбии, был вывезен конкистадорами в Европу. Вправлен в брошь, принадлежавшую  княгине Александре Иосифовне.

Брошь с изумрудом княгини Александры Иосифовны
Брошь с изумрудом

Цейлонский сапфир в 258, 18 карат украшает брошь XIX века. Это самый крупный сапфир в мире. Имеет больше сотни граней. Александр II приобрел его на Всемирной выставке промышленных достижений в Лондоне. Эту драгоценность называют сапфиром царя-освободителя.

Брошь с цейлонским сапфиром в Алмазном фонде Кремля
Брошь с цейлонским сапфиром

В Большую императорскую корону инкрустирована гигантская шпинель в 398,72 карат. Шпинель читается царским камнем из-за своей редкости и рубинового цвета. Ювелирная работа с камнем была выполнена специально к коронации Екатерины Великой.

Кулон с хризолитом в Алмазном фонде Московского Кремля
Кулон с хризолитом

Завершает экспозицию семи камней оливково-зеленый хризолит весом 190 карат. Он  поступил в Россию с острова в Красном море. Его величина, чистота и прозрачность не имеют равных в мире.

Коронационные регалии

Коронационные регалии в Алмазном Фонде
Малая Императорская корона, Императорская держава, Большая Императорская корона и скипетр

В музее Алмазного Фонда выделяется группа регалий, которые использовались в коронациях и других особо торжественных случаях. После Екатерины II российские императоры венчались на царство с парадными регалиями, призванными воплощать величие и могущество монархов Российской империи.

Главенствующее место занимает Большая Императорская корона. Была изготовлена мастерами Георгом Экартом и Иеремией Позье для коронации Екатерины II. Помимо гигантской шпинели ее украшают 4936 бриллиантов общим весом 2858 карат и 75 индийских крупных жемчужин.

Читать еще:  Грановитая палата

О бесценности короны достаточно сказать, что только ее материальная оценочная стоимость в конце XIX века составляла более 100 млн. рублей.

Императорская держава создана одновременно с Большой императорской короной для коронации Екатерины Великой. Этот золотой шар с бриллиантовыми поясками имеет вес 861 грамм и называется «Царское яблоко». Также украшает державу цейлонский сапфир массой 195 карат.

Третья изготовленная регалия для коронации Екатерины II — Императорский скипетр. Еще со времен египетских фараонов жезл являлся символом власти, и монархи мира переняли его, как важнейший династический атрибут, имеющий сакральный смысл. Знаменитым бриллиантом «Орлов» Императорский скипетр увенчался много позже, в 1774 году.

Малая императорская корона создана братьями Дюваль по образцу Большой императорской короны для супруги Александра I — императрицы Елизаветы Алексеевны. Предназначалась для возложения на голову супругам императоров во время коронаций.

На изготовление шедевра ушли 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карат, а также 2167 бриллиантов огранки роза и 256,96 г серебра, 2,26 г золота.

Ордена

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного в Алмазном фонде Кремля
Орден Святого Апостола Андрея Первозванного

Роскошные по ювелирному исполнению ордена членов императорского дома использовались на самых торжественных церемониях.

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного был высшим орденом Российской империи. Его первым учредил Петр I в конце XVII века. Орден имеет форму креста с изображением Апостола Андрея – покровителя России. Крест помещен на изображение герба Российского государства — двуглавого орла под императорской короной, щедро усыпанного индийскими бриллиантами.

Орден Золотого Руна был изготовлен в середине XIX века и предположительно принадлежал императору Александру I, однако это не установлено до сих пор. Известно только, что кавалерами династического ордена были все российские монархи.  Сам орден выполнен из золота и бриллиантов, а массивная застежка из редких бразильских топазов.

Ювелирные украшения

Брошь "Большой букет" в Алмазном фонде Московского Кремля
Брошь «Большой букет»

Дом Романовых обладал совершенными образцами ювелирного искусства. Эти украшения также выставлены в экспозиции Алмазного Фонда.

Большой букет предназначался для парадного платья императрицы Екатерины II. В центре раскрытого бутона ириса в ажурной оправе помещен редчайший бриллиант весом в 15,5 карат. Букет сделан из изумрудов и бриллиантов и славится многообразием оттенков.  Авторство изделия приписывают ювелиру Позье.

Работой Позье считается и Большая пряжка-аграф Елизаветы Петровны – элемент коронационного наряда. Она служила застежкой на коронационной горностаевой мантии Елизаветы Петровны. Пряжка выполнена в форме банта и усыпана индийскими и бразильскими бриллиантами разных форм. На её изготовление потребовалось 20 граммов золота, 319,34 грамма серебра и 805 бриллиантов общей массой 475,44 карат.

Венчальная диадема Марии Фёдоровны, супруги императора Павла I, изготовлена в форме кокошника. Из-за подвижности закрепленных в ней удлиненных камней диадема мерцает и переливается при малейшем повороте головы.  В центр диадемы вправлен   редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант в 13,35 карат.

Венчальная диадема Марии Фёдоровны в Алмазном фонде Кремля
Венчальная диадема Марии Фёдоровны

Самоцвет Гигантский турмалин, по предположению специалистов, был доставлен из Бирмы и подарен Екатерине Великой шведским королем Густавом III во время визита в северную столицу. Масса самоцвета 260,86 карат. Считается редкостью из-за природной формы виноградной грозди и необычного цвета.  Оправленный листьями из эмали на золотых веточках служил подвеской и неформально носил название «Рубин Цезаря».

Турмалин в форме ягоды в Алмазном фонде Московского Кремля
Турмалин в форме ягоды

Супруга великого князя Константина Николаевича княгиня Александра Иосифовна владела Бриллиантовой брошью, стилизованной под гирлянду из виноградных листьев. Один из семи исторических камней коллекции — колумбийский изумруд – украсил эту брошь.

Драгоценности XX века

Диадема «Русская красавица» в Алмазном фонде Кремля
Диадема «Русская красавица»

 

За историю существования Алмазного Фонда многие исторические раритеты были утрачены. Мастера Экспериментальной лаборатории ювелирного искусства сумели воссоздать некоторые из них.

Читать еще:  Исторический музей в Москве: цена билета и часы работы 2024

В 1841 году по приказу императора Николая I была изготовлена платиновая диадема «Русская красавица». Мотивом для ее создания послужил женский русский головной убор. 25 жемчужин подвижных жемчужин в арках из 928 бриллиантов с общим весом платинового изделия около 400 граммов украшали голову жены императора — Александры Федоровны. Диадема была продана большевистским правительством на Запад. В данное время   находится на Филиппинах.

В Алмазном Фонде хранится реплика диадемы «Русская красавица». Воспроизвели копию по фотографиям с описаниями в 1987 году советские реставраторы и ювелиры   В. Николаев, В. Ситников и Г. Алексахин.

Реплика, копия (от лат. replica — «копия») — вещь, легально изготовленная сторонними производителями по разрешению на использование образа.

Коллекция современного ювелирного искусства

Платиновая «Роза» в Алмазном фонде Кремля
Платиновая «Роза»

В шестидесятых годах XX века сокровищница пополнилась современными изделиями, признанными мировым сообществом шедеврами. По мнению специалистов, экземпляры по художественной ценности и технике исполнения не уступают собранию прошлых веков. Якутские алмазы огранены в бриллианты и оправлены в платину и белое золото. Изделия никогда не были использованы по прямому назначению. Они сразу стали экспонатами выставки.

Одна из таких работ — платиновая «Роза» массой 222,11 грамма. Ее оправа почти не видна из-за 1466 искрящихся бриллиантов. Авторы — В. В. Николаев и Г. Ф. Алексахин выполнили Розу в натуральную величину настоящего цветка.

Доминантой второй витрины современной коллекции является диадема «Русское поле». Создана мастером В. Николаевым по мотивам изящной диадемы императрицы Марии Федоровны. Посвящена освоению целины. Драгоценный венок из 1837 бриллиантов общим весом 164,87 карат имитирует колосья пшеницы и стебли с коробочками льна. Лимонно-жёлтый бриллиант весом 32,52 карат в центре диадемы изображает солнце.

диадема «Русское поле» в Алмазном Фонде Московского кремля
Диадема «Русское поле»

Гарнитур «Праздничный салют» — это колье и серьги общим весом 120,82 граммов с бриллиантами, изумрудами, сапфирами, гранатами. Авторы — В.Ситников, В. Жилин и Г. Алексахин. Идею творческому воображению В. Ситникова подсказала прогулка по майской Москве. Платиновые лучи украшения расходятся от центра, а цветные камни  разбегаются по краям. Для создания эффекта салюта использованы бриллианты, сапфиры, изумруды и гранаты.

Брошь-бандо «Цветочная фантазия» состоит из броши и четырех дополнительных звеньев с подвижным соединением. Бриллианты, рубины и жемчуг представляют цветочный ряд. Для особой нарядности авторы В.Ситников, В. Жилин и Г. Алексахин использовали вкрапление в платину золотых блесток.

Коллекция самородков и слитков платины и золота

Коллекция самородков и слитков платины и золота Алмазного фонда Кремля

Хранящиеся в коллекции Фонда самородки из месторождений России представляют огромный научный интерес и материальную ценность. Выставка Алмазного фонда размещает 20 платиновых и 100 золотых самородков общей массой более 300 кг. Все они относятся к музейным редкостям.

Чаще всего самородки названы по форме, которую напоминают. Золотой самородок весом 9,3 кг наименован «Верблюд». Есть здесь «Лошадиная голова» — 13, 777 кг, «Большой треугольник» массой 36 кг. Самым высокопробным самородком коллекции является образование «Заячьи уши» весом 3,344 кг. В нём 93,2% чистого золота.

Самородок «Заячьи уши» в Алмазном фонде
Самородок «Заячьи уши»

Самый крупный платиновый самородок – «Уральский великан», весом 7, 860 кг. А самый приметный для посетителей – «Мефистофель» массой 20,25 г. По своему очертанию он поразительно похож на описание фаустовского персонажа и по этой причине имеет художественную ценность.

Самородок «Мефистофель» в Алмазном фонде Кремля

Где находится и как добраться

Вход на выставку Алмазного фонда
Оружейная палата Кремля, справа — вход на выставку Алмазного фонда

Адрес музея: г. Москва, Кремлёвская набережная, 1, стр. 3.

Вход в Кремль через Боровицкие ворота, выставка Алмазного фонда проходит в здании Оружейной палаты Кремля.

Автомобильной парковки нет. Ближайшие станции метро – «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» или «Боровицкая»

Маршрутные автобусы: № К, М1, М6, Н11, 144, остановка «Боровицкая площадь»; № М2, М3, М27, Н2, остановка «Библиотека имени Ленина»; № 255, остановка «Большой Каменный мост».

Официальный сайт Алмазного фонда: http://www.gokhran.ru

Телефон для справок: +7 (495) 629-20-36

Схема проезда:

Последнее обновление: