Соборы и храмы

Ново-Иерусалимский монастырь в Истре

Ново-Иерусалимский монастырь в Истре

В 42 км от столицы, в городе Истра, в излучине одноименной реки высится действующий мужской ставропигиальный монастырь со значимой миссией – быть центром паломничества для тех, кто не может посетить Иерусалим и поклониться там святыням. Названия и расположение объектов относительно друг друга повторяют подлинник Земли Обетованной. Поэтому данное пространство особого Божьего присутствия называют Русской Палестиной. Евангельские река Иордан, холмы Сион, Елеон и Фавор, Гефсиманский сад, Силоам, Голгофа, Гроб Господень стали первообразами для их воспроизведения в среднерусской полосе. Мы расскажем об ансамбле Ново-Иерусалимского монастыря, его истории, а также объясним, как туда добраться.

История

 Новоиерусалимский монастырь, коллаж 1899 года издания
Новоиерусалимский монастырь, коллаж 1899 года издания

История Ново-Иерусалимского монастыря в Истре тесно связана с важными событиями России. Близость к Москве и сакральность идеи сделали обитель паломническим, миссионерским и культурным центром.

В строительство Новоиерусалимского монастыря вложили свой талант первый зодчий архитектурного комплекса Петр Заборский и мастер каменных дел Яков Бухвостов (XVII век), виртуозные архитекторы — автор храмовых интерьеров Бартоломео Растрелли, реставратор монастыря Матвей Казаков, реконструктор Карл Бланк (XVIII век), выдающийся реставратор Петр Барановский (XX век). С обителью связаны императорские, дворянские фамилии. В разное время он вдохновлял такие имена отечественной культуры, как Гавриил Державин, Михаил Лермонтов, Антон Павлович Чехов, Исаак Левитан, Николай Бердяев, Павел Корин, Дмитрий Лихачев.

Основание обители

Общий вид Первоклассного Ставропигиального Воскресенского Монастыря, 1852 год, рисунок - Струков Д., гравёр - Стрельцов А.И
Общий вид Первоклассного Ставропигиального Воскресенского Монастыря, 1852 год, рисунок — Струков Д., гравёр — Стрельцов А.И

Еще в IX — XIII веках в этих местах были поселения вятичей, позже образовавшиеся в ряд деревень. В окрестности, где нынче находится Ново-Иерусалимский монастырь, до середины XVII столетия стояло село Воскресенское, в 1781-м объединенное с близлежащими деревушками в уездный город Воскресенск.

В 1656 году патриарх Никон выкупил Воскресенское у стольника Боборыкина и начал строить здесь свою резиденцию. Этот год считается основанием Ново-Иерусалимского монастыря, в котором уже в 1657 году освятили первый, тогда деревянный, храм Воскресения Христова. При освящении пребывал царь Алексей Михайлович, и с вершины холма они с патриархом нашли схожесть местности с рекой и возвышенностями со Святой Землей. Так родилась идея создания Русской Палестины.

Для большего сходства лесные заросли на берегу реки Истры вырубили, холм для обители досыпали, селения на пути из первопрестольного града  переименовали в Преображенское, Капернаум, Назарет. Дипломат, книжник и иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений по возвращении из путешествия по Востоку доставил Никону чертежи с обмерами иерусалимского Храма Гроба Господня и преподношение патриарха православной церкви Паисия в Сионе — модель этого храмового сооружения из кипариса и слоновой кости.

Разрез Воскресенского собора и подземной церкви Новоиерусалимского монастыря для починки после пожара (по проекту Казакова), 1792 год
Разрез Воскресенского собора и подземной церкви Новоиерусалимского монастыря для починки после пожара (по проекту Казакова), 1792 год

В 1658 году заложили композиционную доминанту монашеского дома – каменный Воскресенский монастырь, по образу и подобию Храма Гроба Господня. Затем возникли деревянная ограда с башнями, палаты патриарха и другие постройки. Вскоре Никон потерял расположение монарха и был отправлен монашествовать под надзором в Ферапонтов монастырь, и строительство прекратилось на 14 лет. В 1676 новый царь Федор Алексеевич распорядился возвратить Никона в Новый Иерусалим, однако владыка умер в дороге.

Воскресенский собор был завершен лишь в январе 1685-го. В 1723 году его ротонда обрушилась, а 1726-м случился опустошительный пожар. Восстанавливали монастырь с 1749 года уже при государыне Елизавете Петровне. Ансамбль монастыря отличает обилие цветной керамики на фасадах и в интерьерах, керамические иконостасы в России впервые появились именно здесь.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Общий вид храма Воскресения Господня с юго-восточной стороны, 1880-1890 год, фотомастерская монастыря под управлением иеромонаха Диодора
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Общий вид храма Воскресения Господня с юго-восточной стороны, 1880-1890 год, фотомастерская монастыря под управлением иеромонаха Диодора

В 1812 году при нашествии наполеоновской армии в Воскресенске размещалось народное ополчение, которому удалось самостоятельно отстоять обитель. В XIX веке добавлялись очередные приделы и появилось много лепнины. В 1874 году в Трапезных палатах обители был создан музей с персональными вещами патриарха Никона – первая в стране религиозная экспозиция. Благодаря сохранившемуся групповому портрету монастырской братии – парсуне, мы сегодня представляем их облик.

Советский период

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, фотография начала 1950-х
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, фотография начала 1950-х

В Первую мировую войну 1914 года в этот почитаемом монастыре расположили лазарет, а уже через 2 года после пролетарской революции в октябре 1917 года обитель закрыли. В 1921 году на территории создали сначала краеведческий, а затем художественно-исторический музей. В нем демонстрировались находки из археологических изысканий, собрание предметов из ризницы и храмов, а также из национализированных усадеб.

В 1930 году на востоке Подмосковья возник молодой город Воскресенск, и старинный одноименный населенный пункт переименовали в Истру, однако монастырь по-прежнему остался Воскресенским.

В 1941 году город Истра, который находится на Волоколамском шоссе, оказался на Можайской линии обороны Москвы, то есть в эпицентре боев. В ноябре он был занят немецкими войсками, и всего за месяц оккупации превратился в руины. Монастырь тоже был взорван. Погибла коллекция иконописи, обрушились купол вместе с крестом Воскресенского собора, колокольня и башни монастырских стен. Кувуклия с Гробом Господним уцелела.

Почти сразу после освобождения города видный советский архитектор Алексей Викторович Щусев начал восстановление Нового Иерусалима. На воссоздание у специалистов ушли десятилетия, реставраторы работали кропотливо, и утраченный купол главного собора реконструировали только в 1985 году. После возрождения колокольни в 1993 году в монастыре вновьвозродилась жизнь христианской монашеской общины.

Дни сегодняшние

Музейно-выставочных комплексов - «Новый Иерусалим»

2017 год считается годом завершения восстановительных работ в монастыре. Архитектурной композиции сохранили исторический облик XVII-XVIII веков, ничего не прибавив по своему усмотрению.

На противоположном от него берегу реки Истра в 2014 году выстроили один из крупнейших музейно-выставочных комплексов страны — «Новый Иерусалим», куда переместился музей монастыря. В современном инновационном здании работает постоянная экспозиция «Русское церковное и светское искусство XVI-начала XX веков». Коллекцию составляют церковная утварь, иконы, реликвии, предметы декоративно-прикладного искусства.

Читать еще:  Донской монастырь

Привезенная в XVII веке из Святой Земли модель Храма Гроба Господня бережно содержится в витрине исторического зала. Из реликвий можно увидеть также часть омофора из итальянского атласа Патриарха Никона и его карету, дарохранительницу из придела Святой Марии Магдалины и другие. Широко представлена портретная живопись Рокотова, Аргунова, Тропинина.

Всего в фондах МВК более 190 000 экспонатов. На временных выставках в разное время представлялись работы Дюрера, Шишкина, Айвазовского, Левитана, Пикассо, Шагала. В 2021 году учреждение получило название «Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим».

Экспонаты музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим»

Музей тесно сотрудничает с монастырем. В его ведении находится экспозиция деревянного зодчества в монастырском Гефсиманском саду, а также проводятся экскурсии по местности и храмам обители. В Солодовых палатах вблизи собора посетителей знакомят с прославленным изразцовым ремеслом монастыря.

Интересные факты

Удивительные открытия ждут посетителей на каждом шагу. Всего не перечесть, поэтому назовем самые, на наш взгляд, яркие.

  • Патриарх Никон стоял у истоков библиотечного дела в России. Он собрал фонд греческих рукописей раннехристианских афонских авторов. В XVIII веке собрание насчитывало более 600 старопечатных книг, среди которых были нотные сборники и поэзия светского содержания. Сегодня коллекция хранится в Государственном Историческом музее и называется Воскресенской.
  • На основе нотных сборников библиотеки в монастыре возникло особое песнопение в жанре канта-трехголосия. Оно пополнило старославянский репертуар новыми интонационными напевами.
  • Патриарх Никон задумывал расположить в соборном комплексе 365 приделов, по числу дней в году. Предполагалось, что ежедневное богослужение должно было совершаться в очередном престоле. В окончательном варианте в храме предстали 29 приделов.
  • В 1808 году в Иерусалиме пожар принес разрушения Храму Гроба Господня, в том числе пострадали деревянный шатер и Кувуклия. Греческие зодчие посетили русский Ново-Иерусалимский монастырь и сняли мерки, по которым в дальнейшем святая святых была восстановлена. Среди видов миссионерской деятельности монашеской братии было добровольное служение в Якутске. Содержание миссионеров монастырь брал на себя.
  • В период строительства монастыря в окрестных селах складывались целые династии керамистов, резчиков по дереву, живописцев и кузнецов. Эти ремесла и сегодня развиваются жителями в городе Истра.

Расписание богослужений

Территория монастыря открыта для паломников и экскурсантов ежедневно с 07:30 до 20:00, в воскресенье с 06:30 часов.

Почти все богослужения проходят в Воскресенском соборе. Чинопоследование службы идет по иерусалимскому образцу. В будни в 08:00 совершается Божественная литургия, а в 17:00 вечернее богослужение. По воскресеньям и в религиозные праздники Божественную литургию служат в 07:00 и 10:00. Вечерня начинается также в 17:00 часов.

Некоторые молебны проходят в Подземной церкви, Кувуклии и Храме Рождества Христова. Расписание богослужений Ново-Иерусалимского монастыря размещено на его официальном сайте. Исповедь и Таинство крещения проводятся ежедневно, Таинство Венчания – в отведенные Церковью дни.

За требы цена не установлена, посильную плату жертвуют по своему усмотрению в монастырский ящик для пожертвований. При посещении женщинам нужно быть в головном платке, а мужчинам с непокрытой головой. Даже если вы планируете присутствовать в составе экскурсионной группы, позаботьтесь о скромной закрытой одежде. В храмах также не приняты громкие обсуждения и разговоры по телефону.

Ансамбль Новоиерусалимского монастыря

План-схема территории ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря в Истре
План-схема территории ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря

Белокаменность архитектурного ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря с кровлями и главами бирюзового цвета отсылает к Небесному Иерусалиму. Он почти весь построен в стиле московского барокко, отличающегося многоярусностью и нарядным декорированием.

Смысловое основание всего монастыря составляет храмовый комплекс в центре, в связанный объем которого под одной кровлей вошли Воскресенский собор, подземная церковь Константина и Елены, ротонда над часовней Гроба Господня и колокольня.

Воскресенский собор

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Главное детище Патриарха Никона — Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря, сооружен по аналогии с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. Собор обходят вкруговую, чтобы пройти все вехи Крестного пути Христа. Красные и Страстные врата, храм-темница, Голгофа с кипарисовым Честным Крестом из Святой земли, камень миропомазания – паломники следуют по стопам Спасителя.

Собор имеет крестообразный объем с золотым куполом византийского типа и тремя малыми главами. Внешне он напоминает град, расположенный уступами на склоне горы. Барабан под куполом диаметром 13, 2 метра украшен фризом и изразцами больших размеров, на высоких узких окнах также изразцовые наличники и карнизы. Интерьеры выполнены в стилях барокко и рококо, в них использовано множество поливных изразцов. Позолоченный иконостас высится на 24 метра.

К храму примыкает 6-ярусная колокольня с луковичной главой. Среди ее колоколов, отлитых в наши дни, есть Трехсвятительский колокол 1666 года. Все звоны со сплошным орнаментированием.

Сразу за колокольней открывается 3-ярусная ротонда с шатром из сибирской лиственницы с диаметром 23 метра и с 60 окнами-люкарнами. Ротонда — вместилище главной святыни монастыря, называемой Кувуклией. В этой часовне под сенью креста воссоздан Гроб Господень по иерусалимскому первообразу. В Иерусалиме во время Пасхи именно туда сходит Благодатный огонь, и в 2016 году этот Огонь спецрейсом доставили на Пасху в Храм Христа Спасителя и в открывшийся после реставрационного возвращения Воскресенский собор.

Сама Кувуклия символизирует пещеру, в которой пребывало тело Спасителя после распятия. На наружных стенах расположен пояс из икон с фигурами апостолов. Рядом под сенью — камень миропомазания. Внутри Кувуклии хранятся плащаница с частицей от Гроба Господня из Святой Земли и изображение воскресшего Христа. Здесь неизменно стоит очередь из паломников.

Подземная церковь Константина и Елены

Подземная церковь Константина и Елены Новоиерусалимского монастыря

Каждый входящий на территорию монастыря сразу видит верхнюю часть церкви с небольшими главками, построенной и освященной в 1690 году. Этот храм Святых равноапостольных Константина и Елены углублен в землю на 6 метров: по преданию, на такой глубине мать римского императора Константина Елена при раскопках 326 года н.э. отыскала Животворящий Крест. Поиски артефакта стали возможны, когда Константин в 313 году н.э. объявил христианство официальной религией.

Читать еще:  Главный храм Вооружённых сил РФ: стоимость посещения и режим работы 2025

В Иерусалиме такая церковь Обретения Креста Господня вырублена в скале, в русской версии ее обнесли рвом, облицованным известковым камнем. Внутри подземного храма находится источник, который забил в 1690 году во время рытья котлована. К пещере с колодцем со святой ключевой водой ведут вниз 33 ступени, по количеству земных лет Сына Божия.

Здесь установлен символ Голгофского Креста. По бокам от него – фигуры молящихся Константина и Елены.

Церковь Рождества Христова и Трапезная

Церковь Рождества Христова и Трапезная Новоиерусалимского монастыря

Как отражение ротонды с Гробом Господним напротив нее с 1692 года стоит нарядная церковь Рождества Христова с прилегающими Трапезными палатами. Храм олицетворяет образ Вифлеема, места рождения Богочеловека, поэтому под алтарем устроен сводчатый Вертеп с яслями, в котором Дева Мария дала земную жизнь Христу. Пещера расписана евангельскими сюжетами о Пришествии.

Снаружи храм с Трапезными украшен в нижнем ярусе аркадой с арками и колоннами, второй уровень опоясан открытой галереей, весь фасад покрыт штукатурной рустовкой. Так его оформил архитектор Матвей Казаков во время восстановления после пожара в монашеской кухне, случившегося в 1792 году, и во время поздних реставраций этот вид сохранили до сегодняшнего дня.

В Трапезной три палаты, у которых было свое назначение: для приходящих на моление, трапез мирян и трапез братии. После Октябрьской революции 1917 года здесь размещался монастырский музей вплоть до переезда коллекции в новое здание Музейно-выставочного комплекса в 2014 году. В интерьерах сохранились изразцовые печи, фрагменты старинного кирпича и исторические памятные надписи.

Крепостная ограда

Крепостная ограда Новоиерусалимского монастыря

Во времена патриарха Никона ограда была деревянной. В 1697 году Ново-Иерусалимский монастырь был обнесен по границе каменной стеной с бойницами зодчим Яковом Бухвостовым. Высота ограждения 9 метров с толщиной 3 метра. Ее длина составляет 920 метров. С галереи стены предстает вид на архитектурный комплекс, с этого места получаются отличные фотографии.

В плане периметр имеет форму многоугольника с 7 углами, которые означены похожими шатровыми башнями. Каждая имеет свое название: Варуха, Ефремова, Дамасская, Иноплеменничья, Гефсиманская, Сионская, Давидов дом. Восьмая, Елизаветинская башня, возвышается над западными воротами. Внутри они перекрыты на два этажа, где нижний использовался под хозяйственные помещения, а верхний под кельи.

Центральные арочные ворота в стене имеют три пролета – Красные врата, Въездные врата, а также Вход Иисуса в Иерусалим, который являлся проемом для подъема в надвратную церковь. Сегодня к ней поднимаются по парадным лестничным маршам сбоку от церкви.

Храм Входа Господня в Иерусалим

Храм Входа Господня в Иерусалим Новоиерусалимского монастыря в Истре

Над центральными монастырскими воротами возвышается надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим. Храм в 1685 году был деревянным, но уже к 1697 году в ходе строительства каменной монастырской стены тоже построили из камня. Многоуровневое сооружение со строгим декором архитектурно перекликается с башнями крепостной стены, составляя единое целое.

Внешнее убранство состоит из резных барочных наличников на высоких зарешеченных окнах, рядом колонок, изображения Воскресения Христова в треугольной нише во втором ярусе и галереи-гульбища, куда ведет широкая лестница. По этой же лестнице поднимаются на защитные стены.

В 1941 году от храма не осталось камня на камне, восстанавливали его в 1970-е годы. Резной иконостас с красным фоном и 32 рукописными иконами воссоздан уже во время обширной реставрации 2010-2013 годов.

Храм Трех Святителей

Храм Трех Святителей Новоиерусалимского монастыря в Истре

Эта церковь возведена во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, трех проповедников IV-V веков, считающихся равными перед Господом. Их память празднуется православной церковью в один день.

Сооружение было построено в 1698 году рядом с больничными помещениями, так и называвшихся — Больничные палаты. На втором этаже этих палат располагались царские покои для венценосных богомольцев. Когда в 1726 году церковь выгорела в общем пожаре, восстанавливать ее не стали. В 1776-м храм перенесли на второй этаж к царским покоям, после чего он стал дворцовым. Помещения Больничных палат сделали жилыми. В тот же период Больничные и Настоятельские палаты объединили с Трапезными.

Во время Великой Отечественной войны церковь была повреждена, в 1950-е завалы разобрали, а во время реставрации 2010-х годов ее восстановили в историческом виде.

Наружно храм из кирпича под белой штукатуркой никак не украшен, кроме как позолоченной луковичной главкой на кровле бирюзового цвета. По обе стороны к полукруглой алтарной апсиде первого этажа симметрично примыкают сводчатые Больничные палаты с полуциркульными оконными проемами в обрамлении каменных наличников. В храм и в палаты сегодня вход закрыт, их можно осмотреть только снаружи.

Некрополь

Некрополь Новоиерусалимского монастыря в Истре

Некрополь монастыря не является единым кладбищем. Гробницы есть внутри Воскресенского собора и по обе стороны от Подземной церкви Константина и Елены. Прах патриарха Никона покоится в соборном приделе Иоанна Предтечи, останки жены и сына полководца Александра Суворова — в Подземной церкви, Петр Заборский, золотых и серебряных дел мастер, украшавший Воскресенский собор, погребен под Голгофским приделом, крупные благотворители Нащокины, Сухово-Кобылины, Бестужевы-Рюмины похоронены в приделе Иоанна Предтечи.

Под открытым небом обители сохранились надмогильные плиты усопших монашествующих, однако большинство имен не сохранилось. Причиной тому богоборчество после Октябрьской революции 1917 года и подрыв монастыря в 1941 года. Изыскания 2003 года выявили порядка 100 сохранившихся надгробных памятников либо их частей. Также в монастыре размещен лапидарий надмогильных досок конца XVIII века. Некрополь является частью мемориально-погребальной культуры Нового Иерусалима, включая погребальную традицию с Гробом Господним.

Читать еще:  Соборная площадь Московского Кремля: цена билета и режим работы

Гефсиманский сад

Мельница в Гефсиманском саду Новоиерусалимского монастыря в Истре

За крепостной стеной Ново-Иерусалимского монастыря раскинулся естественный парк, который еще при основании обители получил название Гефсиманского сада. В Гефсимании под Иерусалимом Иисус молился ночью об укреплении духа на пути предстоящих страданий за несколько часов до казни, и этот топоним нашел отсвет в русской земле.

Через сад в Новом Иерусалиме протекает река Истра, именуемая здесь Иорданом. Прежде, чем рассказать о двух важных уголках этого места, упомянем, что среди деревьев расположился музей деревянного зодчества. Посетители могут увидеть шатровую ветряную мельницу, часовню, крестьянскую избу с предметами быта. Эти постройки XVIII-XIX веков перевезены сюда из Подмосковья и Тверской области. Недалеко расположена конюшня, можно даже прокатиться на лошади. А дальше дорожка приведет к знаковому сооружению – к скиту патриарха Никона.

Скит патриарха Никона

Скит патриарха Никона Новоиерусалимского монастыря в Истре

Среди деревьев Гефсиманского сада, через 300 метров от монастыря, стоят 4-этажные палаты патриарха Никона. Он возвел их в 1658 году, взяв за основу жилые постройки Святой горы Афон с плоскими кровлями. Специалисты относят архитектурный стиль к русскому узорочью.

Постройку называют скитом, поскольку в православии скит является жилищем монашествующих отшельников в отдалении от обители. Здесь Никон уединялся во время постов для молитвы и ученых занятий.

Как и на Афоне, первый этаж отводился под хозяйственные нужды, второй под прихожую и келейные обслуживающих монахов, третий занимали церковь Богоявления Господня и покои патриарха, а летняя келья патриарха, церковь апостолов Петра и Павла и единственный колокол на небольшой звоннице образуют на кровле 4-ый этаж. Все помещения небольшие, и даже тесные.

Зато снаружи сооружение выглядят нарядно. Поливные изразцы, когда-то украшавшие оконные наличники, порталы и карнизы, до наших дней дошли не полностью. В 1666 году Никон был лишен сана и отправлен простым монахом в Ферапонтов монастырь, и скит с сохраняемой обстановкой пустовал до момента, когда в 1874 году в нем был создан музей патриарха Никона, и здание стало мемориальным. В 1970 годы его использовали под экспозицию музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим». Нынче постройку можно осмотреть только снаружи, внутрь у посетителей доступа нет.

Силоамская купель

Силоамская купель в Истре

С библейских времен под иерусалимовой стеной у подошвы горы Сион бьет целительный ключ, в котором по велению Христа умылся слепой, после чего прозрел. В Ново-Иерусалимском монастыре из-под земли тоже выходит родник, забивший у подножия холма, когда Никон приступил к возведению монастыря. Патриарх счел это радостным Божьим знаком. Палестинский Силоамским источник с оборудованной купелью называется по наименованию района в Иерусалиме, где и находится. В переводе это означает «Посланный Богом».

В Новом Иерусалиме источник сразу обозначили так же, хотя водосборника при нем никогда не было. В 1845 году над ним поставили деревянную часовню «Силоамская купель». В тридцатые годы XX века функционеры советской власти ее уничтожили, а сам родник засыпали. Однако вплоть до возвращения монастыря в лоно церкви в 1993 году источник продолжал пробиваться из-под земли на свет Божий, несмотря на безуспешные попытки его засыпать. Сегодня это обустроенный колодец с Поклонным крестом над ним. Ежегодное освящение воды проходит в праздник Богоявления Господня.

Святыни Русской Палестины

Копия Кувуклии – Часовни Гроба Господня в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря в Истре
Копия Кувуклии – часовня Гроба Господня в Воскресенском соборе

Ново-Иерусалимский монастырь сам по себе представляет частицу Святой Земли на русской земле. Не удивительно, что и в его пределах бережно хранятся старинные реликвии и вещественные свидетельства.

Главная святыня всего комплекса: копия Кувуклии – часовни Гроба Господня в Воскресенском соборе. Также в соборе находятся кипарисовый крест из Палестины времен патриарха Никона и Священная плита – копия камня миропомазания в Иерусалиме. На подобный камень возложили тело Иисуса после снятия с креста и после помазания благовониями обернули плащаницей.

В приделе святой равноапостольной Марии Магдалины можно приложиться к Чудотворному списку иконы Божьей Матери XVII века «Троеручница», доставленной из Афона. К ней обращаются для исцеления болезней. Там же находится святой сосуд для хранения вина и хлеба для причащения — дарохранительница Марии Магдалины, выполненная в конце XVIII века по эскизу архитектора Матвея Казакова.

В специальном отделении во втором ярусе Воскресенского собора хранится антиминс XVII века, в переводе «вместопрестолье», для совершения Таинства Евхастирии. Он представляет собой небольшой плат из льна с изображением положения Спасителя во гроб, на ткань также нашита частица мощей патриарха Никона.

Как добраться из Москвы

Ново-Иерусалимский монастырь находится по адресу: Московская область, г. Истра, улица Советская, 2.

Доехать можно на общественном автобусе № 372 от станции метро «Тушино» или «Мякинино» до остановки «Почта» в городе Истра. Далее пешком мимо Дома культуры вдоль Волоколамского шоссе, либо на местном автобусе до остановки «Ново-Иерусалимский монастырь». Чтобы попасть в Музейно-выставочный комплекс по соседству с монастырем, вам понадобится остановка автобуса «Музей».

От Курского вокзала на пригородной электричке приезжают на станцию «Новоиерусалимская», от которой до монастыря 2 километра. От станции также ходят местные автобусные маршруты.

На автомобиле в Истру добираются по Волоколамскому либо Ново-Рижскому шоссе. Парковка находится перед южными стенами монастыря. Еще одна автостоянка расположена в 600 метрах от него, на территории Музейно-выставочного комплекса.

Официальный сайт монастыря: https://n-jerusalem.ru

Расположение Новоиерусалимского монастыря на карте:

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырьМонастырь в Истре

Отзывы

Последнее обновление: